Законопроекты

Электронные сети для чиновников

Минэкономразвития намерено в 2006 году внести в правительство ряд законопроектов, которые позволят упростить для граждан и организаций электронный доступ к несекретной юридической информации госорганов.

Минэкономразвития намерено в 2006 году внести в правительство ряд законопроектов, которые позволят упростить для граждан и организаций электронный доступ к несекретной юридической информации госорганов. Об этом заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. При этом он отметил, что, несмотря на крупные ежегодные финансовые вливания в информатизацию всех уровней власти, качество госуправления неизменно падает.

«Такая ситуация напоминает известный анекдот о колорадском жуке, которому сколько картошки ни сажай, он всю ее поедает. „Решение” в анекдоте было простое— посадить в десять раз больше картошки в следующем году, чтобы колорадский жук подавился. Думаю, что многократное увеличение финансирования информатизации государства не приведет к тому, что те, кто осваивает ИКТ-бюджеты, будут удовлетворены и неожиданно станут вкладывать деньги в проекты по повышению качества государственного управления. Нужно делать что-то другое»,— заявил Шаронов.

По оценкам МЭРТ, ежегодно на информатизацию всех уровней власти тратится около 60 млрд руб., только по линии федеральной целевой программы «Электронная Россия» затраты уже составили 1,7 млрд руб. Учитывая, что количество чиновников в России оценивается в 1,7 млн человек, на информатизацию одного чиновника бюджет ежегодно тратит более $1 тыс. В то же время все международные рейтинги показывают, что качество госуправления в России продолжает падать.

По мнению Андрея Шаронова, чтобы переломить негативную тенденцию, необходимо радикально поменять политику электронизации государства: внедрить систему информационного регулирования, сформировать в рамках административной реформы институты электронного государства, а также разработать систему стандартизации программного обеспечения в госсекторе. Одним словом, идея МЭРТ сводится к тому, что если чиновник принял несекретное решение, то оно должно быть доступно потребителю через систему информатизации. «Страна должна знать своих героев, несекретные решения любого госслужащего должны легко находиться через интернет немедленно после их принятия»,— считает Шаронов.

Сейчас чиновники редко размещают на интернет-сайтах обязательную к публикации государственную юридическую информацию. В то же время в Швеции решение признается состоявшимся только в том случае, если чиновник «нажимает кнопку на компьютере» и информация становится доступна любому желающему.

О такой доступности информации российские предприниматели пока что только мечтают, поэтому поддерживают инициативу МЭРТ. Президент ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток-сервис» Владимир Головнев отмечает, что доступ к нормативно-правовым базам, как правило, имеют крупные компании, которые могут себе позволить приобрести дорогостоящие правовые системы, периодически обновляющиеся и в хронологическом порядке выдающие справки.

«За последнее время в рамках административной реформы произошла реструктуризация государственных структур, однако отследить полномочия чиновников и, соответственно, принятые ими решения практически невозможно»,— утверждает предприниматель.

Начать дискуссию