Высший арбитражный суд (ВАС) выступает главным оппонентом разработанного Верховным судом законопроекта «О федеральных административных судах».
О причинах, по которым ВАС не поддерживает инициативу своих коллег, в интервью корреспонденту «Бизнеса» Оксане Карповой рассказал председатель ВАС Антон Иванов.
— Почему вы так жестко выступаете против создания системы административных судов? — ВАС просто отмечает те противоречия, которые есть в этом законопроекте. В унификации нуждается сама процедура рассмотрения административных споров, а этот законопроект в его нынешнем виде не предполагает такой унификации: процедура разработана только применительно к судам общей юрисдикции.
Между тем административные споры рассматривают не только эти суды, но и арбитражные. Более того, законопроект не обеспечивает создания единой системы административных судов.
Вот если бы предлагалось создать суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и специальный высший административный суд, тогда это была бы логичная система.
На мой взгляд, для этого еще не пришло время. В России вообще очень мало судей, которые специализируются на административных спорах — гораздо меньше, чем тех, кто занимается гражданским и уголовным правом. Выстроить отдельную кадровую систему быстро невозможно. Кроме того, создание таких судов потребует огромных финансовых затрат.
— Некоторые эксперты уже высказывали мнение, что ВАС выступает против этого законопроекта, поскольку опасается потерять свою немаленькую часть «пирога»? — Я не уверен, что наши судьи так уж настроены оставить этот «пирог» себе. Главное, чтобы административные дела рассматривались быстро, через стройную систему инстанций, имеющих четко очерченные полномочия. В арбитражных судах такая система существует: это первая инстанция, апелляция, кассация, надзор, поэтому у нас есть все условия для рассмотрения административных споров.
— Что произойдет, если административные дела у ВАС будут изъяты? — Сначала дела будут слушаться мировыми судьями, которые занимаются гражданскими и уголовными делами. То есть не будет специализации, которая и дает ускорение, а ведь основные проблемы всегда возникают на уровне первой инстанции. Дальше административные дела попадут в специализированный суд, а в конечном итоге — в Верховный суд, где помимо административного судопроизводства есть и другие задачи. Поэтому до административных споров руки будут доходить не в первую очередь. И все это будет происходить на фоне отсутствия закона о самих судах общей юрисдикции.
Кроме того, в законопроекте нет положения, предполагающего забрать у ВАС административные дела, но зато есть расплывчатые положения, которые приведут к спорам о подведомственности между системами и негативно повлияют на ситуацию. Причем при подготовке законопроекта не проводилось никаких социологических исследований среди участников административных процессов, где они хотят судиться и по каким правилам.
— Почему Верховный суд лоббирует принятие этого закона? — Это надо у них спросить.
Возможно, их критикуют за то, что административному судопроизводству уделяется мало внимания, и они решили улучшить ситуацию. Но это можно сделать и в рамках нынешнего законодательства: провести специализацию внутри судов, выделить административные коллегии (в арбитражных судах они существуют уже почти десять лет), которые будут работать по принципу специализации судей, начнет формироваться практика рассмотрения этих споров и в итоге улучшится качество их рассмотрения.
Время для административных судов еще не пришло
Высший арбитражный суд выступает главным оппонентом разработанного Верховным судом законопроекта «О федеральных административных судах».
Начать дискуссию