Законопроекты

Время для административных судов еще не пришло

Высший арбитражный суд выступает главным оппонентом разработанного Верховным судом законопроекта «О федеральных административных судах».

Высший арбитражный суд (ВАС) выступает главным оппонентом разработанного Верховным судом законопроекта «О федеральных административных судах».

О причинах, по которым ВАС не поддерживает инициативу своих коллег, в интервью корреспонденту «Бизнеса» Оксане Карповой рассказал председатель ВАС Антон Иванов.

— Почему вы так жестко выступаете против создания системы административных судов? — ВАС просто отмечает те противоречия, которые есть в этом законопроекте. В унификации нуждается сама процедура рассмотрения административных споров, а этот законопроект в его нынешнем виде не предполагает такой унификации: процедура разработана только применительно к судам общей юрисдикции.

Между тем административные споры рассматривают не только эти суды, но и арбитражные. Более того, законопроект не обеспечивает создания единой системы административных судов.

Вот если бы предлагалось создать суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и специальный высший административный суд, тогда это была бы логичная система.
На мой взгляд, для этого еще не пришло время. В России вообще очень мало судей, которые специализируются на административных спорах — гораздо меньше, чем тех, кто занимается гражданским и уголовным правом. Выстроить отдельную кадровую систему быстро невозможно. Кроме того, создание таких судов потребует огромных финансовых затрат.

— Некоторые эксперты уже высказывали мнение, что ВАС выступает против этого законопроекта, поскольку опасается потерять свою немаленькую часть «пирога»? — Я не уверен, что наши судьи так уж настроены оставить этот «пирог» себе. Главное, чтобы административные дела рассматривались быстро, через стройную систему инстанций, имеющих четко очерченные полномочия. В арбитражных судах такая система существует: это первая инстанция, апелляция, кассация, надзор, поэтому у нас есть все условия для рассмотрения административных споров.

— Что произойдет, если административные дела у ВАС будут изъяты? — Сначала дела будут слушаться мировыми судьями, которые занимаются гражданскими и уголовными делами. То есть не будет специализации, которая и дает ускорение, а ведь основные проблемы всегда возникают на уровне первой инстанции. Дальше административные дела попадут в специализированный суд, а в конечном итоге — в Верховный суд, где помимо административного судопроизводства есть и другие задачи. Поэтому до административных споров руки будут доходить не в первую очередь. И все это будет происходить на фоне отсутствия закона о самих судах общей юрисдикции.

Кроме того, в законопроекте нет положения, предполагающего забрать у ВАС административные дела, но зато есть расплывчатые положения, которые приведут к спорам о подведомственности между системами и негативно повлияют на ситуацию. Причем при подготовке законопроекта не проводилось никаких социологических исследований среди участников административных процессов, где они хотят судиться и по каким правилам.

— Почему Верховный суд лоббирует принятие этого закона? — Это надо у них спросить.
Возможно, их критикуют за то, что административному судопроизводству уделяется мало внимания, и они решили улучшить ситуацию. Но это можно сделать и в рамках нынешнего законодательства: провести специализацию внутри судов, выделить административные коллегии (в арбитражных судах они существуют уже почти десять лет), которые будут работать по принципу специализации судей, начнет формироваться практика рассмотрения этих споров и в итоге улучшится качество их рассмотрения.

Начать дискуссию