Страхование

Покупателей полисов ОСАГО лишили подарков

В канун новогодних праздников страховщикам запретили дарить подарки покупателям полисов ОСАГО.

В пятницу ФССН разослала десяток предписаний страховщикам—лидерам рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Имена нарушителей впечатляют. Начальник управления надзора и финансового контроля ФССН Виталий Метельков говорит, что предписания получили, в частности, «Ингосстрах», «РосгосстрахСтолица», «РЕСО-гарантия», МАКС, Московская страховая компания (МСК), «СКПОУралсиб», «Спасские ворота», «Гранд», «Генеральное страхование». Гнев ФССН вызвали многочисленные маркетинговые акции страховщиков, которые под Новый год обещали подарки своим покупателям полисов ОСАГО. Эти акции нарушители должны прекратить до 20 декабря— иначе им грозит приостановление или ограничение действия лицензии.

Страховые компании и раньше использовали нетрадиционные приемы для привлечения клиентов-автолюбителей. Одной из самых крупных стала акция двухлетней давности компании РОСНО, которая предлагала за $1 увеличить лимит ответственности по полису с 400 тыс. руб. до 1 млн руб.; программа действует до сих пор. А в прошлом году Московская страховая компания предлагала подарки при покупке полиса ОСАГО— 20 л бензина Аи-95. Однако размах рекламных кампаний в этом году привлек внимание ФССН.

Так, компания «РосгосстрахСтолица», входящая в холдинг «Росгосстрах», с 15 ноября начала широкую рекламную акцию, обещая подарки от 1 тыс. руб. при покупке полиса ОСАГО. По словам Метелькова, ФССН усмотрела в этом нарушение законодательства об ОСАГО, где не предусмотрено никаких иных бонусов, кроме скидок за безаварийную езду.

Действия ФССН поддерживает Федеральная антимонопольная служба. По мнению заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, подарки являются формой компенсации уплаченных клиентами взносов. Кроме того, по мнению Кашеварова, такие акции наводят на мысль, что тарифы по ОСАГО завышены. Например, по итогам девяти месяцев этого года компания «Росгосстрах-Столица» собрала 1,4 млрд руб., а выплатила в три раза меньше — 467 млн руб. За предполагаемые два с половиной месяца действия акции страховщик мог бы заключить около 125 тыс. договоров, при этом минимальные затраты составили бы 125 тыс. руб.— сумма не сильно ухудшает показатели страховщика.

Большинство компаний уже в пятницу были в курсе претензий ФССН. В частности, наличие предписаний подтвердили в компании МСК, пресс-секретарь которой Светлана Исаева утверждает, что МСК без труда исполнит требование надзора в установленный срок. В «РЕСОгарантии» получили пока только первую страницу предписания — без мотивировочной части, которая не прошла по факсу. «Непонятно, в чем нас упрекают,— говорит заместитель гендиректора „РЕСО-гарантии” Игорь Иванов.— Могу только предположить, что какой-то брокер или агент повел себя недобросовестно. На прошлой неделе мы вычислили одного такого, обещавшего 10-процентную скидку». А вот компания МАКС, по словам ее гендиректора Надежды Мартьяновой, никаких предписаний в пятницу не получала. Не знал о санкциях вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.

«„Ингосстрах” никогда подарков клиентам по ОСАГО не делал, это запрещено законом»,— недоумевал он вчера, беседуя с корреспондентом «Бизнеса».

«Мы не совсем согласны с этими претензиями, поскольку действуем строго в рамках закона»,— заявил «Бизнесу» и вице-президент «Росгосстраха» Игорь Игнатьев. В компании также утверждают, что скидок не предоставляют, а подарки дарят клиентам из прибыли. Игнатьев не смог оценить затраты на преждевременную остановку рекламной кампании «Росгосстраха-Столицы» (она должна была закончиться 31 января будущего года). Тем не менее, заявил он, страховщик выполнит предписание в срок, переклеив свои рекламные щиты. Между тем вопросы к страховщику возникли уже и у ФАС: антимонопольное ведомство запросило у «Росгосстраха-Столицы» информацию о реализации дисконтной программы. Страховщик под угрозой административного штрафа до 28 декабря текущего года должен предоставить в ФАС данные о числе договоров ОСАГО, заключенных с 15 ноября по 15 декабря, объем премий по ним и количестве выданных подарков.

«Мы исследуем, нанесет ли акция компании ущерб другим участникам рынка»,— объяснил «Бизнесу» Андрей Кашеваров.

Начать дискуссию