Столичным властям все же удалось убедить Госдуму отложить второе чтение новой редакции закона «О рекламе». Вчера, посчитав, что законопроект слишком либерален, депутаты приняли решение перенести его рассмотрение на январь. Вслед за требованием Мосгордумы и мэрии сохранить за городом контроль за содержанием наружной рекламы власти Москвы обещают установить ряд ограничений на продвижение пива, крепкого алкоголя и сигарет.
Предложение не рассматривать закон «О рекламе» во втором чтении на вчерашнем заседании внес представитель фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. Он заявил, что это «абсолютно лоббистский закон, который проталкивается в интересах одной западной компании, тесной связанной с Борисом Березовским (видимо, имея в виду News Outdoor, которая принадлежит Руперту Мердоку, партнеру Березовского по радиохолдингу News Media.— „Бизнес”)».
По его словам, против предложенных законопроектом изменений, касающихся наружной рекламы, выступают мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Митрофанова поддержал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, а также вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.
Новая редакция закона «О рекламе» была принята Госдумой в первом чтении 20 апреля 2005 года. Законопроект разработала группа депутатов фракции «Единая Россия» во главе с руководителем комитета по экономической политике Валерием Драгановым и заместителем председателя комитета Владимиром Мединским.
Большинство рекламистов считает новую редакцию более либеральной, чем действующий закон. Так, законопроект разрешает рекламу крепкого алкоголя в прессе, возвращает на телевидение пивных спонсоров, но ограничивает рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств.
Напомним, столичные власти недовольны в первую очередь изменением регулирования наружной рекламы: по новым нормам они имеют право выдавать лишь разрешения на установку щитов, фактически теряя право влиять на их содержание.
Второе чтение законопроекта было назначено на декабрь, однако с начала месяца на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова было направлено сразу три письма с предложением приостановить рассмотрение документа: 2 декабря к Грызлову обратился мэр Москвы Юрий Лужков, через неделю — операторы «наружки» (они утверждают, что сделали это под давлением столичного комитета по рекламе), а еще через неделю — Рекламная ассоциация муниципальных образований (РАМО). В результате в течение декабря второе чтение законопроекта переносилось несколько раз, и в итоге было отложено до января.
По словам одного из авторов законопроекта Владимира Мединского, основной задачей противников документа была отмена второго чтения. «После него поправки вносить уже нельзя, поэтому второе чтение надо было перенести на максимально позднее время»,— говорит депутат. Глава московского комитета по рекламе Владимир Макаров очень доволен решением Госдумы.
«Я восхищен мудростью депутатов, и прежде всего Бориса Грызлова и Любови Слиски»,— говорит он. При этом Макаров говорит, что теперь мэрия и Мосгордума планируют внести в законопроект поправки, касающиеся не только наружной рекламы, но и других норм. «Мы хотим запретить пивоварам и производителям алкоголя спонсировать спортивные мероприятия, прерывать рекламными роликами детские программы, а также ограничить использование в них несовершеннолетних»,— обещает Макаров.
Впрочем, столичные власти не одиноки в борьбе с этими положениями законопроекта. Еще в прошлую пятницу вицеспикер Госдумы Любовь Слиска заявила, что будет предлагать на совете Думы перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении вовсе на весну. Основной ее претензией было то, что в законопроекте никак не определено ограничение рекламы пива на радио, а также разрешается спонсорская реклама пива. «Интерес мэрии к проблемам спонсорства и детских программ — это, видимо, попытка найти единомышленников»,— говорит председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Березкин.
Учитывая лоббистский потенциал противников новой редакции закона «О рекламе», события для игроков рекламного рынка могут начать развиваться по непредсказуемому для них сценарию. Напомним, именно Любовь Слиска руководила рабочей группой по разработке ограничений рекламы пива, которыми было запрещено показывать их ролики на ТВ и радио с 8 до 22 часов, а также использовать в них образы людей и животных. В первоначальном варианте законопроекта людей и животных вернули в пивную рекламу, однако Слиска во время первого чтения настояла на том, чтобы эту норму исключили.
Однако депутаты считают, что новые ограничения Любови Слиске «продавить» не удастся. «С поправками к пивной рекламе и так перебрали, все это понимают, так что вряд ли ситуация повторится»,— говорит председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Москва имеет шанс сохранить влияние на рекламу
Столичным властям все же удалось убедить Госдуму отложить второе чтение новой редакции закона «О рекламе». Вчера, посчитав, что законопроект слишком либерален, депутаты приняли решение перенести его
Начать дискуссию