Госдума сделала новогодний подарок алкогольному рынку

В минувшую пятницу Госдума приняла во втором и третьем чтениях новую версию закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. На радость продавцам алкоголя из него убрали фразу о необходимости предоплаты отгрузки.

Антон Сарайкин
Юлия Ярош

В минувшую пятницу Госдума приняла во втором и третьем чтениях новую версию закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. На радость продавцам алкоголя из него убрали фразу о необходимости предоплаты отгрузки. А импортеров не стали обязывать наклеивать акцизные марки на территории России. К тому же принята отсрочка по прекращению использования акцизных марок старого образца.

Поправки к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” подразумевают упразднение с 1 января 2006 г. акцизных складов и региональных специальных марок, отменяют квотирование закупок этилового спирта. Кроме того, производить этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн руб. уставного капитала (УК), а водку – не менее 50 млн руб. А регионы получат право устанавливать минимальный размер УК и для розничных торговцев алкоголем. С 2007 г. отменяется лицензирование импорта и экспорта спирта и алкогольной продукции. Маркетинговое агентство “Бизнес Аналитика” оценивает российский водочный рынок в $12 млрд, из которых $2,5–3 млрд приходится на теневой сектор. Ежегодно в России продается 250 млн дал водки, при этом лишь 130–140 млн дал – легально.

Поправки к закону Госдума приняла на пятничном заседании сразу во втором и третьем чтениях. Письма, которыми забрасывали органы власти производители и продавцы алкоголя, возымели действие. Закон принят в исправленной версии — оттуда исчезла формулировка, обязывающая предприятия осуществлять отгрузку продукции только на условиях предоплаты. Кроме того, нынешняя редакция закона в течение полугода после его вступления в силу разрешает оборот продукции, выпущенной до 1 января, со старыми акцизными марками. “Большинство производителей работают с оптовиками и розницей на условиях товарного кредита”, — поясняет представитель “Росспиртпрома” Дмитрий Добров. По его словам, если бы закон остался в прежнем виде, это бы больно ударило по рознице и оптовикам, которым бы пришлось изымать оборотные средства для обеспечения предоплаты. “Это [требование работать с производителями алкоголя по предоплате], безусловно, осложнило бы работу ритейла, — считает финансовый директор "Перекрестка" Виталий Подольский. — Было очевидно, что эта статья не могла работать, да и ее законность всегда вызывала сомнения. Можно сказать, что восторжествовал здравый смысл. Если бы приняли — индустрия все равно обошла бы это условие. Но процесс расчетов стал бы сложным и непрозрачным из-за изобретения всевозможных схем”.

Порадовала окончательная версия закона и импортеров алкоголя. Прежняя редакция предполагала маркировку импортной продукции акцизами на территории России, тогда как ранее импортеры делали это у себя на родине. В принятой версии это требование в законе отсутствует — теперь порядок маркировки будет устанавливать правительство РФ. “Госдума приняла справедливое и правильное решение, поскольку должен существовать определенный переходный период, должен быть предложен механизм реализации нововведений”, — говорит президент украинской Nemiroff Яков Грибов.

Производители в целом остались довольны законом, но говорят, что все будет зависеть от того, как он будет исполняться. “Закон хороший, посмотрим, как он будет работать”, — говорит гендиректор “Кристалл-Гросс” Виктор Самойлов. “Я доволен законом, пускай он и несовершенен, но это первый шаг к борьбе с нелегальными производителями. Теперь все зависит от того, насколько эффективно его исполнение будут контролировать правоохранительные органы”, — соглашается директор по маркетингу “Русского алкоголя” Вадим Касьянов.

Депутаты надеются, что закон вступит в силу до конца этого года.

Начать дискуссию