/Анастасия Онегина /
Из-за правового казуса в новом таможенном законодательстве частный ввоз иномарок
с Нового года может потерять всякий смысл. Согласно букве Таможенного кодекса,
частникам придется растаможивать машины по более сложным правилам, а ставки
пошлин для них могут быть существенно повышены. Однако тот же кодекс, по мнению
аналитиков, дает возможность оспорить в суде любое решение правительства насчет
пошлин.
По данным Государственного таможенного комитета, в 2002 г. в Россию было ввезено
около 629 000 легковых автомашин иностранного производства (+20% к 2001 г.
). По данным агентства "Гортис - маркетинговые исследования, консалтинг ",
общий объем первичного сегмента автомобильного рынка (продажи новых иномарок,
подержанных ввезенных иномарок и новых отечественных машин) составил в 2002
г. $12 млрд, в том числе $2,1 - 2,3 млрд (110 000 - 120 000 машин) пришлось
на новые зарубежные авто. На физических лиц оформляется около 80% российского
импорта подержанных иномарок.
Сейчас физические лица при ввозе автомобиля платят только единый таможенный сбор, зависящий от объема двигателя. Для самой популярной категории - 3 - 7-летних машин - ставки сбора составляют от 0,85 евро до 2,3 евро за кубический сантиметр. А вот платежи юридических лиц в основном зависят от декларируемой стоимости автомобиля: таможенная пошлина (25% для авто моложе семи лет и 35% для более старых иномарок) , таможенный сбор (0,15% от стоимости) , НДС (20% ) и акциз (от 0 до 129 руб. за лошадиную силу мощности двигателя).
Но по новому Таможенному кодексу (ТК) , который начнет действовать с 1 января 2004 г. , вместо единого сбора "частники" тоже должны будут платить пошлину, налоги и акциз, причем по неким "единым ставкам". "Порядок применения" ставок определит правительство, "исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами".
Каким именно будет описанный ТК "порядок применения", не понимают пока ни чиновники, ни юристы. "Для нас загадка, что все это значит", - говорит сотрудник департамента тарифного регулирования Минэкономразвития. В письме министра Германа Грефа, направленном в правительство, констатируется, что с 1 января любой частный импортер, который "везет лекарства, шубу, носки, бриллианты и электродрель", может платить за весь импорт по одинаковой средней ставке пошлины, НДС и акциза. Те же правила, по словам главы департамента тарифного регулирования Андрея Кушниренко, могут действовать и для автомобилей. "Но возможно и множество [других] вариантов [толкования] этой нормы, - сетует Кушниренко. - Совершенно непонятно, что должно выбрать правительство".
В правительстве тоже не знают, как выполнить требования ТК. "Когда мы получили письмо [Минэкономразвития о Таможенном кодексе], у нас у самих волосы дыбом встали, - признался "Ведомостям" источник в аппарате правительства. - Сейчас над проблемой работают эксперты, результаты предположительно появятся к концу этой недели".
По мнению опрошенных "Ведомостями" аналитиков, однозначно понять злополучную статью кодекса в принципе невозможно, так что разброс будущих пошлин на иномарки для частников колеблется от 8% до 28,6% , ставка НДС - от 9% до 18% , а акциз - от долей процента до 10%. "Положение кодекса написано совершенно непонятно, - отмечает аналитик Deloitte & Touche Юрий Волков. - К тому же "порядок применения" нельзя определить исходя из средних ставок - так можно высчитать только новую ставку, так что правительство может сыграть с этим "средним размером", как ему будет угодно". По словам Александра Агибалова из "Атона", в самом минимальном варианте импортный автомобиль прибавит в цене на таможне около 27%. "Это примерно то, что сейчас платят физлица при ввозе машин моложе семи лет, но значительно дешевле, чем обходится импорт более старых иномарок", - отмечает он. Зато по максимуму ввоз машины обойдется в 46,6%.
Впрочем, по мнению юриста компании "Объединенные консультанты ФДП" Вадима Зарипова, у частников есть шанс добиться в суде наиболее выгодного для себя толкования ТК. "Таможенные платежи относятся к налоговым сборам, а согласно Налоговому кодексу все сомнения и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика", - объясняет эксперт.
Начать дискуссию