Борис Грозовский
В уходящем году фортуна была благосклонна к российской экономике: нефть стоила дорого, а деньги — дешево. Сколько еще продлится это счастье, не знает ни один экономист. Это не мешает российским чиновникам распоряжаться нефтяными деньгами точно так же, как это делают их коллеги из других нефтедобывающих стран, — раздавать деньги населению и начинать амбициозные проекты. Зато отечественная промышленность использовала время с пользой — она становится конкурентоспособнее.
Российская экономика уверенно растет седьмой год подряд, хотя начало года особых поводов для оптимизма не давало: тогда темпы роста промышленности и инвестиций резко упали. Но во второй половине года экономика оживилась, и ВВП, по оценке Минэкономразвития, прибавит за 2005 г. 6,4%. Это лишь немного меньше среднего темпа роста в 1999-2005 гг. (6,7%). При цене на нефть в $50-60/баррель и с доходами от экспорта углеводородов примерно в $150 млрд российская экономика в принципе не может чувствовать себя плохо.
Похожие достижения сейчас демонстрируют многие страны — экспортеры нефти. С весны, после взлета нефтяных цен, резко ускорился рост ВВП Венесуэлы — за январь — сентябрь он превысил прошлогодний уровень на 9,1%. Экономика Кувейта, по прогнозу местного нацбанка, прибавит в завершающемся году 8,5%, а Объединенных Арабских Эмиратов — около 15%. Впрочем, дорогая нефть не гарантирует счастья: ВВП Саудовской Аравии вырастет всего на 6,5%, а Норвегии — и вовсе на 2,6%.
Однако вклад экспортного сектора в рост нашей экономики в 2005 г. оказался не так уж велик, говорит эксперт Центра развития Максим Петроневич. Производство товаров, ориентированное на внутреннего потребителя, обеспечило в 2000-2003 гг. не больше 20% прироста ВВП, в 2004 г. — 30%, а в 2005 г. — 50%, подсчитал он. Поведение потребителей, которые все чаще выбирают отечественную одежду, бытовую технику и мебель, подтверждает, что многолетние попытки предприятий адаптироваться к рыночной экономике привели к успеху, рассуждает Петроневич: “Заводы становятся конкурентоспособнее, а те, кому это не удается, — умирают”.
Благоволила России в 2005 г. не только цена экспортных товаров. Несмотря на постепенное повышение процентной ставки ФРС США, стоимость денег для развивающихся рынков, включая и Россию, была низкой как никогда. Спрэды сузились до минимума, утверждают в годовом обзоре экономисты J. P. Morgan. Если так, то цена заемных денег, активно привлекаемых на иностранных рынках нашими компаниями и банками, может быстро вырасти — за счет одновременного увеличения спрэда и роста процентных ставок в США и Европе. Время дешевых денег заканчивается, предупредил всех недавно зампред Центробанка Константин Корищенко. Последние три года (за исключением лета 2004 г.) банковская система жила в условиях избыточной ликвидности и банки могли спокойно рефинансировать долги даже самым рискованным заемщикам, пишут аналитики инвестбанка “Траст”. Если же ситуация изменится, “может взорваться небольшая кредитная бомба”.
Когда нефть подешевеет, не предсказывает никто. Зато удорожания денег в 2006 г. не избежать. А оно чревато не только банковским кризисом. Каждый из последних двух циклов повышения ставок ФРС приводил к обвалу фондовых рынков развивающихся стран и к их неспособности выплачивать долги, предупреждают в годовом обзоре аналитики “Ренессанс Капитала”. В 1994 г. пострадала Мексика (“текиловый кризис”), в 2000 г. объявила дефолт Аргентина.
Дорогая нефть и дешевые деньги
В уходящем году фортуна была благосклонна к российской экономике: нефть стоила дорого, а деньги — дешево. Сколько еще продлится это счастье, не знает ни один экономист.
Начать дискуссию