В первом полугодии 2014 года рынок лизинговых операций в России сократился по сравнению с тем же периодом 2013 года на 15%. Его сегменты развивались разнонаправленно, и во многих из них, наоборот, наблюдался рост. Однако проблемы в сделках по железнодорожной и авиатехнике, на которые приходится 40% рынка, тем не менее, потянули его вниз. Об этом 2 декабря в ходе конференции «Лизинг в России» сообщил генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Объем новых лизинговых контрактов по железнодорожной технике в первом полугодии сократился на 44,3%, авиационной техники - на 26,2%. На этом фоне все лизинговые компании, включая крупнейшие, повысили активность в розничных сделках: положительные темпы прироста продемонстрировали 12 из 18 сегментов, в том числе автомобили и строительная техника. Ключевой розничный сегмент – автолизинг – вырос на 19%, и впервые с 2008 года занял главное место (31%) в структуре нового бизнеса.
В новых лизинговых контрактах растет доля малого бизнеса: в первом полугодии доля крупных компаний снизилась до 53,2%, доля малого бизнеса возросла до 36%. Однако в сегменте МСБ отмечается рост проблемных активов, говорится в исследовании «Эксперт РА». По оценкам агентства, доля просроченных платежей по рынку составила не менее 4% (годом ранее около 2,5%), в то время как в розничном секторе - в среднем 5-6%. Проблемная задолженность у некоторых лизинговых компаний на 01.07.2014 составляет более 10% от портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. Дальнейшее замедление экономики страны может ощутимо повлиять на рост неплатежей клиентов.
Даже в оптимистичном сценарии «Эксперт РА» рынок лизинга в стране по итогам 2014 года сократится на 5%. В пессимистичном – на все 20%.
Эффективным инструментом снижения кредитного риска для малого и среднего бизнеса, по мнению участников рынка, могли бы стать гарантии региональных фондов. Размер ответственности фонда по поручительству может составлять 50-70% от суммы обязательств заемщика. Однако пока что у лизингополучателей гораздо большей популярностью пользуются программы по субсидированию авансовых и лизинговых платежей, которые позволяют им покрывать 25-30% долговой нагрузки.
Начать дискуссию