Производство водки в России сейчас фактически остановилось. Причина — в новой редакции закона «О госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя»: этим законом вводятся новые акцизные марки, однако производители алкоголя их до сих пор не получили. Хотя и надеются, что проблема разрешится на следующей неделе.
Поправки к закону «О госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя» вступили в силу с 1 января. Как уже сообщал «Бизнес», основные нововведения связаны с отменой региональной части акциза на алкоголь, введением новых видов марок и рядом других изменений порядка выплаты акциза.
Участники рынка несколько раз обращались к правительству с просьбой отсрочить введение новых норм из-за отсутствия подзаконных актов, регламентирующих их деятельность, а также из-за того, что Федеральная налоговая служба (ФНС) не успела заказать достаточное число акцизных марок нового образца.
В частных беседах производители говорили, что не понимают, как будет работать новая система взимания акциза, и предполагали, что вступление закона в силу обернется кризисом для отрасли.
Их опасения подтвердились: с 1 января производство водки в России фактически остановилось именно из-за отсутствия марок нового образца. Факт простоя производства «Бизнесу» подтвердили представители всех опрошенных ЛВЗ. Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин подтверждает, что поскольку закон был принят в самом конце декабря, новые марки просто не успели напечатать. «Печатали одни марки, а новые требования после второго и третьего чтений закона появились слишком поздно». Проблема возникла не потому, что закон плох, а из-за его плохого исполнения, считает вице-президент по маркетингу группы «Русский алкоголь» Вадим Касьянов. «Времени для принятия подзаконных актов, регламентирующих порядок применения закона, было предостаточно, но все еще нет ни актов, ни разъяснений, ни марок. Поэтому заводы и стоят»,— сокрушается Касьянов.
С ним соглашается начальник управления информации и внешних связей ФГУП «Росспиртпром» Дмитрий Добров, который напоминает, что в декабре прошлого года руководители ведущих производителей алкоголя обращались к главе правительства Михаилу Фрадкову и спикеру Госдумы Борису Грызлову с просьбой ускорить принятие подзаконных документов. «К сожалению, опасения производителей оправдались»,— констатирует он. Поправки к закону, напоминает Добров, разрешают распродавать складские запасы, маркированные по правилам прошлого года, но всю продукцию, произведенную в 2006 году, надо маркировать уже с учетом требований нового закона. «Предполагалось, что старые федеральные акцизные марки можно будет использовать при наличии информационных стикеров, но и их тоже нет»,— добавляет Добров. Наконец, по его словам, отсутствует и программное обеспечение для Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая должна учитывать движение продукции по каналам сбыта. «Система вводится с середины 2006 года, однако программное обеспечение должно быть установлено уже сейчас»,— отмечает он.
Комментариев ФНС «Бизнесу» вчера получить не удалось. Но участники рынка надеются, что новые марки появятся к началу следующей недели, при этом ряд крупных производителей, по данным Павла Шапкина, получит акцизные марки и необходимое программное обеспечение уже в конце этой недели. «Если, как обещают, марки поступят в ближайшие несколько дней, все будет нормально»,— резюмирует один из участников рынка.
На то же надеется и коммерческий директор «ОСТ-Алко» Андрей Сергеенков: «По оптимистичным прогнозам марки придут в начале следующей недели, по пессимистичным — в конце месяца». «Но если марки поступят в конце января, мы ничего не произведем за целый месяц»,— сокрушается один из производителей.
По оценке специалистов «Русского алкоголя», простой обходится компании в $1,5 млн ежемесячно, остальные производители отказываются оценивать убытки. «Подсчитать точный ущерб вообще невозможно,— говорит Вадим Касьянов.— Ведь большую часть средств предприятия тратят на маркетинг. Сейчас моя продукция будет исчезать с полок, и во что мне обойдется обратно ее туда поставить, неизвестно. Радует только то, что сейчас все в таком положении».
АДмитрий Добров считает, что главная опасность простоя — появление контрафактной продукции. «Когда нет легальных производителей, их место занимают „теневики”»,— пессимистичен Добров.
Акцизы остановили производство водки
Производство водки в России сейчас фактически остановилось. Причина — в новой редакции закона «О госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя.
Начать дискуссию