Контроль власти за сделками, совершаемыми акционерными обществами, в которых государство владеет более чем 2% акций, будет сохранен. В пятницу стало известно, что президент Владимир Путин наложил вето на поправки в закон «Об акционерных обществах», которые упраздняли обязательный надзор государства за операциями внутри таких АО.
Напомним, что в конце декабря Госдума и Совет федерации приняли поправки, упраздняющие пункт 3 статьи 77 закона «Об акционерных обществах», который закрепляет право Росимущества контролировать сделки акционерных обществ, в случае если государство владеет в них более чем 2% акций.
С принятием поправок Росимущество лишалось возможности следить за операциями АО по сделкам, в которых имелась заинтересованность, при размещении ценных бумаг, при оплате дополнительных акций неденежными средствами, при размещении посредством подписки дополнительных акций. Кроме того, Росимущество после вступления в силу поправок не смогло бы заблокировать решения по сделкам при размещении посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, а также при приобретении размещенных акций и при выкупе им размещенных ценных бумаг.
В последний момент, когда уже принятый Федеральным собранием закон лег на подпись президенту, на него было наложено вето. Как отмечается в письме президента, направленном в Госдуму, отмененное положение было «направлено на защиту интересов миноритарного акционера от злоупотреблений». «На самом деле ничего страшного в этом нет: принятая поправка, на наш взгляд, не являлась безусловно необходимой. Таким образом, президент дал новую редакцию закона»,— прокомментировал ситуацию председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. По его словам, в ближайшее время комитет внесет на рассмотрение поправку, которая восстановит отмененную ранее норму.
По мнению экономиста инвестбанка «Траст» Евгения Надоршина, решение президента говорит о нежелании государства уходить с рынка слияний и поглощений. «Власть хочет держать руку на пульсе»,— говорит Надоршин. Не исключено также, что государство таким образом старается сохранить контроль за небольшими предприятиями, в которых владеет миноритарным пакетом акций. «Но не думаю, что таких организаций очень уж много»,— считает эксперт.
Есть и еще одна версия: заблокировав поправку депутатов, администрация президента хочет показать, что государство не собирается уменьшать долю присутствия в экономике, полагает Надоршин. С ним согласен и партнер юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
«Вполне может быть, что власть не хочет терять контроль за этими процессами»,— заявляет он.
Как бы то ни было, возвращение в закон этой нормы не помешает нормальной работе АО, уверены все эксперты. «Я не вижу причин, по которым надо было бы убирать из законодательства эту норму,— замечает директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер.— Это положение позволяет миноритарным акционерам при нарушении их прав обратиться за помощью к государству как к соинвестору предприятия». Ликвидацию этой нормы никто не лоббировал, так что вряд ли она комуто мешала, соглашается Тутыхин. «Можно, конечно, предположить, что следствием этих изменений станет уменьшение количества слияний и поглощений,— рассуждает Надоршин,— но не думаю, что эта новость окажет существенное влияние на рынок».
Государство не отпускает миноритарный контроль
Контроль власти за сделками, совершаемыми акционерными обществами, в которых государство владеет более чем 2% акций, будет сохранен. В пятницу стало известно, что президент Владимир Путин наложил вето на поправки в закон «Об акционерных обществах», которые упраздняли обязательный надзор государства за операциями внутри таких АО.
Начать дискуссию