В феврале2015 года Служба уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ при участии Администрации главы государства проводила социологический опрос в среде собственников и руководителей малого и среднего бизнеса (есть в распоряжении Клерк.Ру).
В частности, авторы исследования пытались выяснить объем общей административной нагрузки на бизнес (включая налоги и иные платежи; затраты на подключение к ресурсам, на содержание избыточного оборудования, помещений и персонала, на составление отчетности, получение разрешений, проведение проверок).
Каждый третий опрошенный ответил, что административная нагрузка составляет более 20% от выручки. Еще 26% оценили ее в пределах от 10% до 20%.
Более половины респондентов считают, что за последний год административная нагрузка на их бизнес увеличилась, и лишь 4,7% - что она уменьшилась. По мнению 60% участников опроса, на избыточные требования государства приходится затрачивать от 3% до 20% выручки компании.
Самую большую проверочную активность в 2014 году по отношению к участникам опроса демонстрировали ФНС (49% респондентов), Роспотребнадзор (44,7%) и МЧС (38%). Далее предпринимателей попросили оценить, насколько то или иное ведомство приносит им пользу в ведении бизнеса. Более 60% вовсе затруднились с ответом, но тройка самых «полезных» госслужб оказалась такой же – в порядке убывания ФНС, Роспотребнадзор, МЧС. Ответ на вопрос, от кого им создается больше всего препятствий, оказался более легким – на него не ответили лишь 40% опрошенных. «Антитройка» все та же, разница лишь в процентах ответивших. В последнем случае они распределились так: ФНС – 27,4%, Роспотребнадзор - 19,8%, МЧС – 15,4%.
Если судить о том, насколько дорого в буквальном смысле обходятся бизнесу ведомственные проверки, то чемпион по-прежнему ФНС (32%), а вот второе и третье места распределены так: МЧС – 24%, Роспотребнадзор – 20,5%.
Ну а что касается предъявления заведомо неисполнимых требований, то тут пальма первенства принадлежит МЧС – 16,9% ответов. Роспотребнадзор на втором месте с 12,2%, ФНС – лишь на третьем (11%). Справедливости ради отметим, что шесть из десяти опрошенных неисполнимых требований со стороны контролеров не слышали вовсе.
Начать дискуссию