Федеральная антимонопольная служба решила завести себе контролера. При ведомстве создается общественный совет из бизнесменов, экспертов и правозащитников. Члены совета рады появлению площадки, на которой можно будет высказать собственное мнение о работе антимонопольного ведомства, а чиновники надеются, что общественники помогут им бороться с коррупцией в собственных рядах.
В Федеральной антимонопольной службе создается общественный наблюдательный совет, рассказал “Ведомостям” руководитель службы Игорь Артемьев. В совет войдут 13 человек, включая двух сопредседателей — самого Артемьева и руководителя объединения малых предпринимателей “ОПОРа России” Сергея Борисова. Членами совета станут представители “Деловой России”, Торгово-промышленной палаты, Московской Хельсинкской группы, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Союза участников потребительского рынка, института “Общественный договор”. Члены совета смогут запрашивать у ФАС любую информацию о деятельности службы, но не смогут вмешиваться в расследования. Заседания будут проходить раз в два месяца, а в конце каждого года совет будет готовить доклад об итогах работы ФАС. Через полгода аналогичные советы из предпринимателей будут создаваться и в каждом территориальном управлении службы. Артемьев признает, что проект “очень рискованный”, и не исключает жесткой критики со стороны членов совета. Тем не менее создание нового органа поможет не только в борьбе с монополиями, но и с коррупцией в ведомстве, убежден Артемьев.
Члены совета полны решимости. “Мы станем глазами ФАС”, — говорит Борисов, который собирается активно участвовать в принятии нового закона о конкуренции и “мониторить ситуацию на рынках” — например, сообщать чиновникам о повышении цен на бензин. Он уверен, что без объективного внешнего контролера служба не сможет защитить малый бизнес, который страдает от действий крупных компаний и естественных монополий. А председатель правления КонфОП Дмитрий Янин напоминает, что антимонопольная служба — давний союзник объединения. Например, КонфОП вместе с ФАС боролись против недостоверной рекламы потребительских кредитов. Создание совета — это “легитимизация отношений” и “формализованная площадка” для выражения своего мнения, говорит Янин. А председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева признает, что ей еще предстоит разобраться в проблемах монополизма. “Но даже если совету не так уж много удастся сделать, это важный шаг с точки зрения гражданского контроля за госорганами”, — полагает она.
Идея общественных советов не нова, напоминает чиновник Минэкономразвития. В августе правительство приняло постановление, по которому в министерствах, службах и агентствах такие советы можно создавать по предложению Общественной палаты. Но поскольку этот орган только что сформирован, пока советы нигде не появились. По мнению чиновника, они могут стать и бессмысленной, и очень полезной структурой — в зависимости от того, как поведут себя руководители министерств и ведомств. А начальник департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что при ведомствах и так действуют различные экспертные советы, которые способствуют прозрачности госорганов и росту общественного контроля. Но, по его мнению, члены совета не смогут снабжать ФАС информацией о конкретных нарушениях, а “о существующих проблемах Артемьев и сам знает”. Гендиректор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко тоже считает, что такой совет не поможет устранить фундаментальные недостатки антимонопольного регулирования. При таком составе политическую поддержку, например, в принятии каких-то законопроектов он окажет, а для экспертного анализа антимонопольной практики у членов совета не хватит знаний, заключает он.
Антимонопольная служба сама создает себе контролера
ФАС создает общественный совет из бизнесменов и правозащитников.
Начать дискуссию