Реклама

Рекламу на ТВ сократят

Предложение по сокращению объемов рекламного времени на телевидении получило одобрение Кремля. Как стало известно Ъ, в понедельник поздно вечером замглавы президентской администрации Владислав Сурков провел совещание, по итогам которого авторам новой редакции закона "О рекламе" было рекомендовано внести в документ соответствующие поправки. Телевизионщики и эксперты рынка считают, что эти ограничения могут в первую очередь ударить по независимым телеканалам, лишенным государственной поддержки.

Предложение по сокращению объемов рекламного времени на телевидении получило одобрение Кремля. Как стало известно Ъ, в понедельник поздно вечером замглавы президентской администрации Владислав Сурков провел совещание, по итогам которого авторам новой редакции закона "О рекламе" было рекомендовано внести в документ соответствующие поправки. Телевизионщики и эксперты рынка считают, что эти ограничения могут в первую очередь ударить по независимым телеканалам, лишенным государственной поддержки.

На совещание к Владиславу Суркову приехали авторы закона Валерий Драганов и Владимир Мединский, советник президента по СМИ Михаил Лесин, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и другие руководители "Единой России". Именно единороссы на прошлой неделе выступили с предложением о сокращении объема телерекламы. По словам высокопоставленного источника Ъ в Кремле, по итогам совещания "принципиальным решением администрации стала поддержка этих инициатив".

Судя по словам присутствовавших на заседании парламентариев, решение Кремля носит политический характер. "В свете постоянно звучащих от граждан России просьб инициатива ограничения объема рекламного времени нашла поддержку большинства участников заседания,– сообщил Ъ участвовавший в совещании Владимир Катренко, заместитель председателя Госдумы, возглавляющий согласительную комиссию по проблемному закону.– Россияне не смотрят большое количество очень полезных фильмов и передач из-за их перегруженности рекламой".

На прошлой неделе депутаты предлагали постепенно ограничить объем телерекламы так, чтобы к 2008 году телеканалы могли размещать четырехминутные рекламные блоки раз в 26 минут. Теперь, по словам Владимира Катренко, решено, что эти ограничения будут действовать лишь в отношении телепередач, чья продолжительность превышает этот минимальный объем,– например, художественных фильмов. Объем рекламы в коротких программах и межпрограммном пространстве будет регулироваться с помощью других норм. Так, максимально допустимый суточный объем рекламы планируется снизить с разрешенных законодательством сегодня 20% до 15% в 2008 году. Кроме того, будет законодательно определен и общий объем рекламы в часе – не более 20% после вступления закона в силу и 15% – с 2008 года.

Поскольку ограничения объемов рекламы могут сильно ударить по телевидению, авторы поправок заявляют, что уже пытаются смягчить этот удар. "Если занять жесткую позицию по ограничению рекламного времени, не давая каналам возможности варьировать количество рекламы в течение суток, это будет контрпродуктивно,– считает замруководителя фракции 'Единая Россия' Валерий Рязанский.– Поэтому мы даем каналам право определять объем и время выхода рекламных блоков, ограничивая лишь общее время рекламы в часе".

Эксперты телевизионного рынка отмечают, что сокращение рекламного времени на ТВ приведет к 50-процентному росту цен на телерекламу и оттоку прежде всего мелких и средних рекламодателей. По их мнению, это может оказаться выгодно федеральным каналам. "Нельзя сказать, что это их не затронет, но для них это наименьшая потеря, так как госканалы в меньшей степени завязаны на экономику, чем остальные,– говорит топ-менеджер одного из крупных телеканалов.– 'Первый' и НТВ, которым государство оплачивает ретрансляцию сигнала, а также 'Россия', которая вдобавок к этому еще и получает субсидии из госбюджета, могут выиграть в ситуации, когда их конкурентам – сетевым каналам типа СТС, ТНТ и другим, более мелким, придется урезать свои расходы на производство и закупку телепрограмм".

"В такой ситуации выживает сильнейший, и для больших, в первую очередь государственных каналов уменьшение объемов рекламы будет почти незаметно,– полагает директор по телевизионным измерениям TNS Gallup Media Александр Костюк.– Для малых и нишевых каналов эти изменения будут драматическими: процесс перехода на новую схему размещения будет сопровождаться неизбежным сокращением доходов от рекламы и особенно поначалу будет для них тяжелым".

На "Первом", "России", а также в группе компаний "Видео Интернешнл", основном продавце рекламного телеэфира в России, от комментариев вчера отказались. Зато с точкой зрения экспертов соглашаются представители коммерческих телеканалов. "Под ударом окажется одно из основных достижений современного российского телевидения – рынок производства фильмов и сериалов, который сегодня живет в основном на рекламные деньги,– уверен Александр Роднянский президент компании 'СТС Медиа' (телеканалы СТС и 'Домашний').– Сокращение объемов рекламы в эфире приведет к катастрофическим изменениям на самом быстрорастущем рынке мира, каким является сегодня российский телерынок".

Побывавшие в администрации депутаты дают понять, что с учетом ограничительных поправок по телерекламе Кремль дал им добро на принятие закона. "По итогам совещания с учетом высказанных мнений и решений высказано пожелание доработать законопроект в течение ближайших дней,– говорит Владимир Катренко.– Переноса рассмотрения законопроекта во втором чтении пока не планируется". "Закон у нас стоит в числе приоритетных, отшлифованная редакция должна появиться на следующей неделе,– прогнозирует Валерий Рязанский.– Мое ощущение, что он должен приниматься в начале следующей рабочей недели в промежуток с 6 по 10 февраля".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

Начать дискуссию