Екатерина Долгошеева
Татьяна Романова
Второе чтение многострадального закона “О рекламе”, которое переносилось уже несколько раз, наконец имеет шанс состояться. Как стало известно “Ведомостям”, положен конец спору авторов законопроекта с правительством Москвы о 19-й статье закона — она регламентирует существование наружной рекламы.
Переписать федеральный закон “О рекламе”, действующий с 1995 г., депутаты Госдумы решили год назад. В целом новая редакция закона ограничивает рекламу азартных игр, казино, вводит жесткие требования к рекламе алкоголя, табака и пива, запрещает распространение рекламы с помощью “мобильных биллбордов”, “зонтичных брэндов”, а также регламентирует рекламу лекарств и биологически активных добавок (БАД). Авторы закона — семь депутатов от фракции “Единая Россия”, среди которых Юрий Волков, Валерий Драганов и Владимир Мединский. В первом чтении законопроект был принят 20 апреля 2005 г.
О том, что авторам законопроекта и чиновникам московского правительства удалось договориться, “Ведомостям” рассказал один из депутатов “Единой России”, попросивший об анонимности.
Противостояние депутатов и комитета по рекламе длилось более двух месяцев. Изначально второе чтение закона было назначено на декабрь прошлого года, однако в течение месяца на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова было направлено четыре письма с предложением приостановить рассмотрение законопроекта. Второго декабря к Борису Грызлову обратился мэр Москвы Юрий Лужков, а спустя неделю — операторы московского рынка. Последние, впрочем, позднее утверждали, что письмо подписали под давлением комитета по рекламе Москвы. Затем письмо в администрацию президента РФ и председателю Госдумы Борису Грызлову направила Рекламная ассоциация муниципальных образований. Второе чтение переносили в декабре несколько раз и наконец решили рассмотреть законопроект в январе.
По словам источника “Ведомостей”, спор был решен на совещании у первого заместителя руководителя фракции “Единая Россия” Владимира Катренко, где присутствовали мэр Москвы Юрий Лужков и начальник комитета по рекламе и оформлению города Владимир Макаров. “На совещании был принят ряд поправок, предлагаемых городом, но в целом дух закона, принятый в первом чтении, сохранен”, — говорит собеседник “Ведомостей”.
Макаров также сказал, что спор закрыт. По его мнению, требования московского правительства не были учтены на сто процентов, но основные замечания комитета внесены в закон. “За городом оставлено право демонтажа рекламных конструкций в случае их нецелевого использования (например, в политических целях. — "Ведомости"), мы по-прежнему сможем регулировать размещение рекламы на автобусных остановках, и мы добились снятия какой-либо рекламы с дорожных знаков, — говорит Макаров. — Теперь у нас нет разногласий”.
Генеральный директор агентства “Эспар-аналитик” Андрей Березкин назвал принятие поправок комитета “разумным компромиссом”. “Правительство Москвы добивалось возможности демонтажа конструкций по решению городских властей [городу] оставили право ликвидировать конструкции только в случае их ненадлежащего использования”, — объяснил он суть компромисса. Березкин также сообщил, что городу не удалось приравнять мобильные биллборды к наружной рекламе и согласно законопроекту они будут запрещены с 2007 г. “Разумным решением” Березкин счел оставленную городу возможность регулировать размещение рекламы на автобусных остановках.
В целом довольны результатами переговоров с комитетом рекламы и авторы законопроекта. “Но формулировку "нецелевого использования рекламных конструкций" я считаю неправильной”, — отмечает один из них, Владимир Мединский. В отношении мобильных биллбордов депутат еще более категоричен: “У нас жесткая позиция по этому вопросу, и согласно законопроекту мобильные биллборды будут запрещены с 2007 г.”.
Опрошенные “Ведомостями” участники рынка, неоднократно заявлявшие, что закон нужен отрасли “как воздух”, довольны завершением конфликта. Хорошо, что закон наконец будет принят, говорит генеральный директор группы компаний Gallery Анатолий Мостовой. “Я рад, что достигнут консенсус”, — соглашается управляющий директор News Outdoor Group Максим Ткачев.
Депутаты согласовали изменения в законе “О рекламе”
Второе чтение многострадального закона “О рекламе”, которое переносилось уже несколько раз, наконец имеет шанс состояться. Как стало известно “Ведомостям”, положен конец спору авторов законопроекта с правительством Москвы о 19-й статье закона — она регламентирует существование наружной рекламы.
Начать дискуссию