НДС

Месяц потерянного НДС

Опасения предпринимателей, что с 1 января 2006 года возврат экспортного НДС будет невозможен, оказались не напрасны.

Опасения предпринимателей, что с 1 января 2006 года возврат экспортного НДС будет невозможен, оказались не напрасны. Вчера бюджетный комитет Совета федерации (СФ) рекомендовал отклонить законопроект, исправляющий правовую коллизию в Налоговом кодексе (НК), из-за которой все налогоплательщики потеряли право на возврат экспортного НДС.
Опрошенные «Бизнесом» эксперты по-разному оценивают эту ситуацию. Одни полагают, что налоговики будут действовать, исходя из здравого смысла, и поэтому опасаться компаниям нечего. Однако другие практически уверены в том, что возмещения НДС за январь предприниматели уже не дождутся.

Напомним, летом прошлого года в НК были внесены поправки, которые, если следовать букве закона, лишили всех налогоплательщиков права на возмещение НДС. Дело в том, что, согласно этим изменениям, экспортеры для возврата НДС должны были представить в налоговую инспекцию, помимо «традиционного» пакета документов, еще и бумаги, подтверждающие поставку экспортируемых товаров в ОЭЗ, а именно таможенную декларацию о выпуске товара в свободное обращение в режиме ОЭЗ. Однако у компаний, поставляющих товары на экспорт, просто не может быть таких документов; в свою очередь те, кто торгует с резидентами ОЭЗ, не в состоянии собрать обычный пакет документов. Таким образом, все экспортеры, независимо от того, с кем они торгуют, с 1 января 2006 года формально лишились права на возмещение НДС.

Несмотря на то что об этой технической ошибке Федеральная налоговая служба (ФНС) предупредила Минфин и депутатов Госдумы еще полгода назад (и тогда же, кстати, заместитель руководителя налогового департамента Минфина Наталья Комова пообещала исправить все недочеты «в течение месяца»), необходимые поправки так и не прошли все ступени законодательного процесса. А вчера комитет по бюджету и налогам СФ отложил их принятие как минимум на несколько дней.

При этом, по мнению председателя комитета Евгения Бушмина, поправки должны вводиться не «задним числом» (то есть их действие не может распространяться на операции с 1 января 2006 года), а вступать в силу только через месяц после их опубликования. «Будет создана согласительная комиссия, которая должна доработать законопроект,— уточнил в разговоре с „Бизнесом” заместитель председателя этого комитета Вячеслав Новиков.— Вероятно, поправки вступят в силу с 1 марта 2006 года». Фактически это означает, что когда налогоплательщики станут подавать декларации по НДС за январь (а произойдет это уже 20 февраля), в которых будут требовать вернуть некоторую сумму этого налога, сотрудники налоговых инспекций смогут на вполне законных основаниях отказать им в возмещении НДС.

Опрошенные «Бизнесом» эксперты были неприятно удивлены действиями сенаторов.

«Предложение Совфеда не совсем уместно, ведь если поправки будут приняты только через месяц после опубликования, то в течение нынешнего периода будет сохраняться правовой вакуум»,— говорит адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев.

Действия членов Совета федерации направлены на затягивание процесса принятия жизненно важных для предпринимателей поправок, соглашается с ним директор налогового департамента компании «Объединенные консультанты ФДП» Алексей Котиков. «За январь возместить НДС не удастся в любом случае, так как поправки еще не приняты, а февраль уже наступил»,— поясняет Котиков. Пожалуй, единственная для предпринимателей надежда в этой ситуации — письмо Минфина от 12 января 2006 года №03–04–08/10, в котором чиновники гарантируют всем экспортерам возврат налога.

Но хотя Минфин имеет право приказать ФНС действовать именно так, как сказано в письме, поручиться за то, что налоговики в своей работе станут ориентироваться не на закон, сейчас никто не может.

Впрочем, юристы все же считают, что, несмотря на все противоречия, конфликт будет разрешен в пользу бизнеса. «Налогоплательщики смогут потребовать возмещения НДС уже с 20 февраля, когда наступит срок подачи декларации»,— уверен Воробьев. По мнению юриста, правовая коллизия существует только в представлении налоговых органов. «В НК нигде прямо не указано, что таможенная декларация о выпуске товара в свободное обращение в режиме ОЭЗ должна быть у каждого налогоплательщика. Поэтому налоговики не могут отказать предпринимателям в возмещении НДС»,— полагает юрист.

Начать дискуссию