Законопроекты

Правительство подготовило правки в НК

Правительственные поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогового администрирования, противоречат подписанной главой правительства Михаилом Фрадковым 19 января 2006 года программе социально-экономического развития России на 2006– 2008 годы.

Правительственные поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогового администрирования, противоречат подписанной главой правительства Михаилом Фрадковым 19 января 2006 года программе социально-экономического развития России на 2006– 2008 годы. Это хорошая новость для налогоплательщиков: для того чтобы снять это противоречие, Минфину рано или поздно придется принять поправки бизнеса в Налоговый кодекс, считают эксперты.

Напомним, что в первом чтении в Госдуме депутаты приняли минфиновский вариант поправок в НК, который категорически не устраивал бизнес-сообщество. Ко второму чтению думцы клялись внести все необходимые предпринимателям поправки, но в процессе их обсуждения позиция чиновников оказалась весьма жесткой: они выступают против почти всех предложений парламентариев.

Впрочем, вполне возможно, что Минфину все же придется либо поддержать депутатские поправки, либо самому скорректировать— смягчить — законопроект. Дело в том, что чиновничий вариант поправок противоречит тезисам, которые премьер обозначил в уже принятой программе социально-экономического развития страны на 2006–2008 годы.

В частности, в программе говорится, что в целях совершенствования налогового администрирования необходимо исключить нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Между тем сейчас такой нормы в НК нет, но ее потребовал утвердить в поправках именно Минфин.

Также в программе предлагается исключить возможность истребования неограниченного перечня документов от компании при проведении камеральной проверки. А предлагаемое в правительственных поправках в НК правило о том, что в ходе камеральной проверки могут требоваться документы, подтверждающие право на льготы и вычеты, как раз и означает, что налогоплательщик должен представить практически все первичные документы, которых, например, у крупных компаний сотни.

Кроме того, в программе предлагается установить, что сроком окончания выездной налоговой проверки является дата вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной проверке. Сейчас эту справку налоговая инспекция не выдает, ссылаясь на отсутствие такой обязанности, и компании совершенно непонятно, завершилась ли проверка. Налоговики же, пользуясь этим, проводят «мероприятия дополнительного контроля». В то же время минфиновские поправки в НК, принятые в первом чтении, не устанавливают, что выдача справки считается датой окончания проверки.

Из этих противоречий следует, что либо в правительстве «правая рука не знает, что делает левая» (законопроект и программа противоречат друг другу), либо же правительство в лучших бюрократических традициях обеспечивает себя работой — в 2006 году создает проблемы, чтобы к 2008 году их решить.

«Чиновники должны привести поправки в НК в соответствие со среднесрочной программой,— полагает старший консультант компании AGA Management Николай Фрейтак.— Ведь она уже одобрена правительством и подписана премьером». «Поправки, предложенные депутатами, позволяют снять все противоречия,— предлагает выход из ситуации юрист компании „Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Вадим Зарипов.— Поэтому правительству достаточно при подготовке законопроекта ко второму чтению поддержать депутатские инициативы».

Пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов вчера объяснил «Бизнесу», что исправить ситуацию теперь могут только парламентарии. «Минфин уже внес свой вариант поправок, и сейчас они— предмет обсуждения депутатов»,— сообщил он.

Начать дискуссию