Офшоры

Дубна начала давать льготы

Московская область первая выполнила обещание не облагать региональными налогами будущих резидентов особых экономических зон.

Московская область первая выполнила обещание не облагать региональными налогами будущих резидентов особых экономических зон (ОЭЗ). Вчера мособлдума приняла в целом поправки в законодательство о льготном налогообложении, освободив инвесторов технико-внедренческой зоны в Дубне от уплаты транспортного налога, а также снизив до максимально возможного уровня региональную ставку налога на прибыль.

О том, что резиденты ОЭЗ будут освобождены от уплаты всех местных налогов как минимум на пять лет, в конце прошлого месяца пообещал глава Минэкономразвития Герман Греф (см. «Бизнес» от 19 января).

Напомним, что резиденты ОЭЗ получают целый ряд федеральных и региональных льгот. В их числе — полное освобождение от налога на имущество организаций и от земельного налога на пять лет.

Вчера мособлдума приняла поправки в законодательство о льготном налогообложении, освободив будущих резидентов технико-внедренческой зоны в Дубне от транспортного налога, а также от уплаты 4% региональной части налога на прибыль.

Однако большинством из льгот ОЭЗ в Дубне смогут воспользоваться только резиденты—юридические лица. Индивидуальные предприниматели будут претендовать лишь на транспортные льготы. Как пояснил министр финансов правительства Московской области Алексей Кузнецов, по российскому законодательству предприниматели платят налоги по месту жительства, «а статус технико-внедренческой зоны не предполагает строительства жилья, поэтому и получение там льгот для частных предпринимателей невозможно». Впрочем, оснований для беспокойства у мособлдумы нет: в числе 40 претендентов на статус резидента ОЭЗ в Дубне нет ни одного частного предпринимателя.

На доходах областного бюджета в этом году, по словам Кузнецова, принятые льготы не скажутся. «Пока территория зоны в Дубне абсолютно пустая, там нет никаких сооружений, зданий. Сейчас идут подготовительные мероприятия по определению резидентов»,— пояснил министр финансов.

Представители ИТ-бизнеса полагают, что дополнительные льготы — это неплохо, однако не совсем то, что нужно будущим резидентам. «ИТ-компаниямнужны дешевые телекоммуникации и низкие налоги на фонд оплаты труда (ФОТ).

А налоговый режим в России устроен так, что основная налоговая нагрузка связана именно с ФОТ»,— говорит директор по развитию бизнеса НПО «Информация» Андрей Вакуленко. Сама идея создания ОЭЗ в России принадлежала именно ИТ-бизнесу.

И заключалась как раз в том, чтобы сконцентрировать высококвалифицированный персонал и получить преференции для конкурентной борьбы на внешнем рынке, прежде всего — по снижению себестоимости, в которой у ИТ до 80% занимает оплата труда. Однако предлагаемые налоговые льготы не решают этих проблем.

«Результат получился обратный. Вместо того чтобы помогать отечественному ИТ-бизнесу, в ОЭЗ зазывают западные компании»,— сетует президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. Например, на сайте правительства Московской области опубликовано сообщение о предстоящем визите в Дубну делегации японских бизнесменов.

Сейчас в Дубне, рассказывает Карачинский, только на IBS работает около 100 человек. «У ИТ-компаний там бизнес объемом $1млрд в год и с ежегодным ростом в 30–40%. Жаль, если министры этого не знают,— говорит он.— Вот на что надо обращать внимание: это деньги, которые не зависят ни от рыночной конъюнктуры, ни от нефти, они только растут. Инновации с точки зрения экономики более эффективны, чем сырье. Но, конечно, эти вопросы уже относятся к общей стратегии ОЭЗ, где у местных властей возможностей не так много».

Начать дискуссию