ВЭД

ФТС подготовила 138 поправок в ТК

Бизнесу необходимо приготовиться к изменениям правил внешней торговли.

Бизнесу необходимо приготовиться к изменениям правил внешней торговли. Федеральная таможенная служба подготовила 138 поправок в Таможенный кодекс, часть из которых уже весной будет внесена в Госдуму. В первую очередь будут приняты те поправки, которые сблизят российское таможенное законодательство с международным. В частности, таможня собирается ограничить ввоз товаров «челноками», а также наделить сотрудников таможенных постов правом самостоятельно приостанавливать контрафактную продукцию.

Участники ВЭД относятся к планам ФТС скептически: они считают, что новая редакция закона сохранит возможности для двойного толкования.

«Если сравнивать нынешний ТК с тем, который был принят в 1993 году, то, безусловно, он внес гораздо больше определенности в правила регулирования внешней торговли. Однако в кодекс все равно необходимо вносить изменения, так как существующие формулировки вызывают массу вопросов»,— говорит старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Белозерова.

Бизнес настаивает на внесении поправок в ТК с момента его вступления в силу 1 января 2004 года. Однако ФТС начала совершенствовать законодательство только в прошлом году, приняв несколько поправок в кодекс и закон «О таможенном тарифе». Впрочем, все они носили технический характер, в частности, были урегулированы полномочия ФТС по метрологическому контролю и по процедуре выдачи квалификационного аттестата специалисту по таможенному оформлению. Содержательно они ничего не изменили, просто поменялись подходы к формированию статусных документов федеральных органов исполнительной власти.

И даже попытка законодателей решить самый больной и для участников ВЭД, и для таможни вопрос определения таможенной стоимости не увенчалась успехом. Несмотря на то, что в законе «О таможенном тарифе» были установлены ограничения, при которых невозможно применять первый метод определения стоимости, то есть по контрактной стоимости ввезенного товара, таможенники продолжают их игнорировать.

«То, что было принято в прошлом году,— полезно,но принципиального значения не имеет. Грядущие изменения гораздо важнее»,— говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов. Грядущие изменения — это 138 поправок, которые ФТС собирается внести в Таможенный кодекс. Однако сами чиновники сомневаются, что все поправки будут приняты именно в этом году.

В числе первоочередных поправок — снижение порога беспошлинного ввоза груза.
Правительство уже одобрило постановление, уменьшающее норму провоза товаров с 50 кг до 35 кг. Ожидается, что будет уменьшен и стоимостный предел ввозимых товаров с 65 тыс. руб. до 10–15 тыс. «С одной стороны, совершенно правильно уменьшать нормы для беспошлинного провоза, потому что под видом ручной клади ввозится очень много товаров для продажи,— говорит Валерий Глыздов,— но с другой стороны, одними мерами по ограничению весовых и ценовых показателей не обойтись. Нужно установить критерии, по которым инспекторы смогут определять, какие товары ввозятся для личного использования, а какие — в коммерческих целях».

Также есть идея наделить таможню правом самостоятельно приостанавливать выпуск товаров при подозрении на контрафакт. «Нельзя исключать при этом недобросовестность отдельных должностных лиц таможен на границе, что может привести к незаконному простою товаров на границе. Из-за этого импортеры могут нести дополнительные расходы и издержки»,— предостерегает Елена Белозерова.

Скептически бизнес относится и к предложению ФТС установить четкие критерии для ограничения пунктов ввоза и мест декларирования товаров.

Причем таможня хочет предусмотреть возможность создания специализированных пунктов пропуска не только для импортируемых товаров, но и для «убытия с российской территории отдельных видов товаров».

«Ограничение мест ввоза определенных видов товаров не решит проблему „серого” импорта. Необходимо обратить внимание на подготовку кадров в оформляющих таможнях, а также на подбор персонала в целом. При хорошей подготовке сотрудника и достаточном к нему доверии нет необходимости устраивать специализированные посты для отдельных товаров»,— говорит Елена Белозерова.

Предприниматели опасаются, что на таких постах будет невозможно в короткие сроки проводить таможенное оформление. К тому же это приведет к монополии отдельных таможенных брокеров и владельцев складов временного хранения, которые работают на спецпостах и могут завышать цены на предоставляемые ими услуги.

Еще одна поправка, беспокоящая бизнес-сообщество, касается требований к документам, которые необходимы для таможенного оформления товаров. Дело в том, что сейчас эти требования жестко закреплены в ТК, а поправками предлагается наделить правом устанавливать эти требования правительство. Эксперты опасаются, что в конечном счете эти функции будут перепоручены ФТС, которая сможет варьировать перечень документов по своему усмотрению.

В ФТС считают, что первоочередными должны быть поправки, которые приведут российское законодательство в соответствие с международным.

Начать дискуссию