/ Екатерина Выхухолева / С начала этого года компании получили возможность сдавать налоговую отчетность через Интернет. Однако бизнес не стал спешить с переходом на новую систему. Налоговики выяснили, что как минимум 10% московских компаний никогда не променяют живое общение с инспектором на виртуальное. А остальные просто подождут "лучших времен".
Введенная в начале года новая система сдачи отчетности терпит фиаско. Вчера Московское управление Министерства по налогам и сборам сообщило, что доля подключившихся к виртуальному общению с чиновниками составила чуть более 1% столичных компаний (или 5.5 тыс. из 400 тыс. зарегистрированных в столице юрлиц). Сдают отчетность и того меньше: 2.8 тыс. предприятий.
Компании называют налоговикам разные причины нежелания работать в безбумажном виде. Для кого-то слишком дорого покупать программное обеспечение. Других не устраивает возможная утечка информации. И наконец, некоторые честно признаются, что хотят общаться с налоговым инспектором лично.
"Используемые программы сложны как в настройке, так и в сопровождении, - говорит замдиректора по автоматизации компании "Главный бухгалтер" Иван Тягунов. - Все компании используют разное ПО, и им не очень удобно забивать информацию в другую форму. Без помощи программиста бухгалтеру с программами не справиться. Для того чтобы явление стало действительно массовым, надо упрощать ПО и совершенствовать каналы связи".
Одна из причин, почему процесс упрощения программ не идет вовсе, - отсутствие на рынке конкуренции. Программирование и подключение к защищенным каналам связи сегодня осуществляет единственная компания - "Такском". Для них выгода от монопольного присутствия на рынке очевидна. За первые месяцы "обкатки" системы прибыль компании составила как минимум $550 тыс. (из расчета $100 за пакет программ на 5.5 тыс. компаний).
Вдобавок пока "Такском" - эксклюзивный провайдер каналов связи, по которым можно общаться с налоговым инспектором. Месяц подключения к каналу стоит $10. Да и московское УМНС рекомендует налогоплательщикам пользоваться услугами именно этой компании.
Вчера "Финансовым Известиям" не удалось связаться с представителями "Такскома". Однако налоговики утверждают, что в монополизме компанию обвинить нельзя. Провайдером для передачи налоговой отчетности, по их словам, может быть кто угодно: "просто пока никто не пришел и не предложил свои решения".
Сами налоговики считают, что через Интернет получать данные удобнее как инспекторам, так и самим налогоплательщикам. "Даже если бухгалтер приносит данные не на бумаге, а на дискете, происходит хоть и автоматизированный, но все же перенос сведений в базу данных. И от ошибок, вызванных "человеческим фактором", никто не застрахован, - говорит и.о. руководителя отдела по работе со СМИ московского УМНС Татьяна Матвеева. - При передаче данных через Интернет ошибок быть не должно. Кроме того, по безбумажной системе сдать отчетность можно в последний день до 24 часов ночи, в то время как инспекция закрывается в 18-00".
Правда, если еще в конце прошлого года МНС говорило о неминуемом переходе компаний на работу с инспекциями в режиме онлайн, то теперь сроки массового внедрения новых технологий налоговики прогнозировать не берутся. "Это всего лишь один из видов сдачи документов, предусмотренный законодательством, - говорит Татьяна Матвеева. - Нововведения всегда трудно приживаются".
Начать дискуссию