ВЭД

МЭРТ добьет «челноков» к концу года

В день вступления в силу новых правил ввоза в Россию импортных товаров чиновники приготовили челнокам еще один крайне неприятный сюрприз.

В день вступления в силу новых правил ввоза в Россию импортных товаров чиновники приготовили челнокам еще один крайне неприятный сюрприз. Вслед за снижением весового предела беспошлинного ввоза Минэкономразвития собирается более чем вчетверо снизить и порог стоимости беспошлинного импорта. Как сообщила вчера директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Галина Баландина, уже с начала следующего года без уплаты таможенных платежей ввезти в Россию можно будет товары стоимостью не более 15 тыс. руб.

Эксперты считают предложение абсурдом: челноки придумают, как обойти эти ограничения, в то же время обычным гражданам, возвращающимся в Россию из турпоездок, новая идея МЭРТ может создать массу проблем.

Вчера вступило в силу постановление правительства, согласно которому ввозить товары весом до 35 кг без уплаты таможенных платежей можно будет только раз в месяц, тогда как прежние правила позволяли физическим лицам беспошлинно провозить товар весом до 50 кг и периодичностью один раз в неделю. Следующий удар по челночному бизнесу нанесут подготовленные Минэкономразвития поправки в Таможенный кодекс, снижающие стоимостную норму беспошлинного ввоза товаров с 65 тыс.

до 15 тыс. руб. Исключение составят лишь единичные дорогостоящие товары, предназначенные для личного пользования. Но как таможня будет отличать товары, предназначенные для личного пользования, от ввозимых для продажи, пока неясно. Галина Баландина пообещала лишь, что МЭРТ подробно опишет четкие критерии, по которым таможенники и смогут определять, ввозятся товары для реализации или для личного пользования. Так или иначе, сейчас поправки находятся на межведомственном согласовании, осенью, как ожидается, они поступят в Госдуму на рассмотрение, а с 1 января 2007 года вступят в силу.

«Борьба с челноками ведется давно,— напоминает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.— Теперь им придется разбивать ввозимый товар на более мелкие партии либо платить полагающиеся таможенные сборы, что увеличит их издержки и приведетк увеличению цен на внутреннем рынке». Гораздо более эмоционально реагируют сами челноки. «Это что-то невообразимое!» — возмущается предпринимательница, несколько лет закупающая товар в Турции. Она убеждена, что челночный бизнес выживет, даже если предложения МЭРТ будут реализованы,— просто размер взяток на таможне увеличится. «Чиновники сильно ошибаются, надеясь на то, что челноки начнут в полном объеме платить пошлины с ввозимых товаров,— подтверждает генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова.— Контрабанды меньше не станет, нужно менять работу самой таможни. Так что если решение о снижении весового порога еще как-то оправданно, то вторая мера— по уменьшению стоимости товаров, которые можно ввозить без уплаты пошлины,— никуда не годится.

Ведь $500 — это очень незначительная сумма, и в первую очередь пострадают граждане, покупающие вещи для личного пользования: им каждый раз придется доказывать, что товар не пойдет на продажу».

Реализация предложений МЭРТ приведет и к существенному изменению цен на импортные товары, продающиеся в России. По словам Галины Баландиной, уже только в результате снижения весового порога беспошлинного импорта товары, которые ввозятся челноками, подорожают на 30%. «Безусловно, уплата импортерами НДС и таможенных пошлин повлечет за собой и повышение цен»,— поясняет чиновник. Оценить масштабы роста цен после снижения вчетверо и ценового порога беспошлинного импорта пока что не берется никто. Но эксперты сходятся во мнении, что возможное повышение цен сыграет на руку сетевым ритейлерам, которые специализируются на продаже одежды.

«Если цены на товары челноков повысятся и сравняются с ценами в наших магазинах, приток новых клиентов к нам вполне возможен,— говорит директор по маркетингу московского представительства компании Sela Наталья Боброва.— Но вряд ли он будет значительным — все больше людей и так уже одеваются в сетевых магазинах, к тому же челноки не являются нашими основными конкурентами». Международный директор Русской торговой группы (франчайзи C&A, Morgan, Koton и Bhs) Марина Волощук также считает, что при прочих равных условиях люди предпочтут покупать одежду в магазине, а не на рынке. Тем более что действия МЭРТ никак не влияют на цены сетевиков. «Цены на наши товары во многом зависят от размера импортных пошлин,— говорит Наталья Боброва.— Если правительство их не повысит, то и мы оставим свои цены на нынешнем уровне».

Совсем недавно «Бизнес» опубликовал результаты весьма любопытного исследования, согласно которым даже в Москве безоговорочно лидирующим форматом на рынке одежды, несмотря на рост фэшн-индустрии, до сих пор остаются вещевые рынки (см. «Бизнес» от 22 февраля). Реализация предложений МЭРТ может наконец изменить расклад сил в пользу сетевиков.

Комментарии

2
  • yana95
    бРАВО, Москва - желудок нашей родины. А про регионы вы подумали? Где девочкам и мальчикам с Дальнего востока одеваться, никак на шопинги к вам летать!
  • Buhg
    Просто таможня станет больше брать взяток. И все.
    И до этого они брали по 4 евро начиная с 0 кг. Т.е. 50 кг. не давали провозить бесплатно. Причем эти деньги шли далеко не в бюджет.