Страхование

Страхование пассажиров отменят

Министерство финансов намерено к лету 2006 года отменить указ президента от 1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров» как противоречащий Гражданскому кодексу и закону «Об организации страхового дела».

Министерство финансов намерено к лету 2006 года отменить указ президента от 1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров» как противоречащий Гражданскому кодексу и закону «Об организации страхового дела».

Это не сильно отразится на премиях страховщиков — по итогам 2005 года сборы в этом сегменте составили чуть более 500 млн руб. из 490,5 млрд руб.

Указ №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» был подписан первым президентом России Борисом Ельциным 7 июля 1992 года. Этот документ ввел обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки.

Однако Минфин убежден, что данный указ противоречит Гражданскому кодексу («обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону») и статье 3 закона «Об организации страхового дела», закрепляющей условия и порядок осуществления обязательных видов страхования.

«Минфин уже на протяжении нескольких лет пытается его отменить. Но мы постоянно встречаем сопротивление со стороны страховщиков и Минтранса,— рассказал „Бизнесу” начальник отдела регулирования страховой деятельности Минфина Василий Олимпиев.— 3 марта заканчивается срок рассмотрения нашего предложения в Минтрансе. Уже подготовлено предложение об отмене указа, проект документа согласован с ФАС и направлен на согласование в Минтранс. Надеемся, что они в этот раз пойдут нам навстречу. Если нет — для решения вопроса будет создана межведомственная согласительная комиссия».

По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2005 году сборы по обязательному личному страхованию пассажиров 74 компаний, занимающихся таким видом страхования, составили 515,7 млн руб., а выплаты — лишь 2,6 млн руб. Более половины всех премий в этом сегменте (251,9 млн руб.) собрал страховщик ЖАСО. Он с 1994 года по решению МПС является единственной компанией, занимающейся обязательным страхованием пассажиров железнодорожного транспорта.

Стоимость страховки для пассажиров РЖД включена в стоимость билета и составляет 2 руб. 30 коп.

Руководитель департамента личного страхования «Росгосстраха» Карина Маркарьян убеждена, что отменить указ президента без сохранения соответствующего обеспечения имущественных интересов пассажиров было бы неправильно. «Этот вид страхования должен быть и его необходимо регламентировать законом — либо об обязательном страховании пассажиров от несчастного случая (законопроект МПС), либо о страховании ответственности перевозчика за вред, причиненный здоровью пассажиров (законопроект Минтранса)»,— говорит она. По мнению гендиректора «АльфаСтрахования» Владимира Скворцова, пассажир в первую очередь должен иметь полис страхования жизни, который покрывает все риски, в том числе и на транспорте. Однако первый замгендиректора РОСНО Владимир Гурдус отмечает, что необходимость этого вида страхования проявится в случае роста катастроф.

Начать дискуссию