Ради борьбы с фирмами-однодневками Федеральная налоговая служба (ФНС) решилась на беспрецедентный шаг. Налоговики составили и разослали по банкам список лиц, которые возглавляют или являются учредителями сразу нескольких фирм. Среди них, как полагают чиновники, могут быть руководители сотен тысяч однодневок.
Однако в списке оказалось немало и весьма известных людей — политиков, бизнесменов, банкиров.
О том, что Федеральная налоговая служба (ФНС) готовит список лиц, которые могут быть причастны к созданию фирм-однодневок, «Бизнес» предупреждал еще в феврале.
А вчера в распоряжение «Бизнеса» попала копия письма банкам Межрайонной инспекции ФНС России №46 от 10.02.2006 за подписью ее руководителя Ирины Вишняковой, которое наличие этого списка подтверждает. «В рамках мероприятий, направленных на борьбу с фирмами-однодневками,— говорится в письме,— инспекция направляет банкам сведения об адресах массовой регистрации и о физических лицах-учредителях (руководителях), которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц».
Банкам предлагается использовать списки для «надзора за соблюдением… действующего законодательства при открытии юридическим лицом счетов».
Получение письма «Бизнесу» официально подтвердили в Промсвязьбанке, а также в ряде других организаций, пожелавших остаться неназванными.
Перечень юридических адресов (около 8,5 тыс.) и людей (3160 человек), информацию о которых ФНС дала банкам, сенсационен. Например, в нем значится Георгий Валентинович Боос (человек с таким именем является губернатором Калининградской области), председатель совета директоров «Магазина горящих путевок» Андрей Озолинь, а также ряд известных финансистов и банкиров. В частности, среди фигурантов списка себя могут обнаружить предправления и совладелец Мастербанка Борис Булочник, который, по данным ФНС, возглавляет 22 фирмы, а также президент—председатель правления «Конверс групп» Александр Антонов. Секретарь Булочника сообщила, что его паспортные данные совпадают с приведенными в списке ФНС, а сам он сказал, что в первый раз слышит о появлении такого списка, и отказался от дальнейших комментариев. Антонов назвал список «провокацией». «Кто-то просто использовал мои паспортные данные.
В настоящее время я не являюсь директором ни одной фирмы»,— заявил он «Бизнесу». Появление списка расстроило и ряд других его участников. «Я являюсь единственным акционером своей компании, но у нас 20 филиалов в регионах, и все они зарегистрированы на мое имя,— говорит председатель совета директоров ИК „Алор-инвест” Анатолий Гавриленко, данные о котором также попали в документ ФНС.— Не регистрировать же мне бизнес на офшоры». Он уверен, что появление списков отнюдь «не способствует росту доверия бизнеса к государству».
Получить официальные комментарии в ФНС «Бизнесу» вчера не удалось. Однако бывший замруководителя УФНС по Москве, профессор Всероссийского заочного финансово-экономического института Алексей Анашкин говорит, что ему известно о существовании этого письма. «Правда, оно не принесет никакого результата,— считает он.— Адреса массовой регистрации фирм были известны еще во времена работы налоговой полиции, но количество фирм-однодневок от этого ничуть не уменьшилось».
«Фактически такое письмо является приказом, который УФНС дает кредитным организациям,— считает директор юридического департамента ЗАО „Правовые консультации” Наталья Овчинникова.— Хотя в письме всего лишь „рекомендуется” не открывать счета, все равно налоговики не имеют права давать подобные рекомендации. Ведь между банками и клиентами существуют гражданско-правовые отношения, и налоговые органы не являются стороной в этих отношениях. В противном случае получается, что сотрудники УФНС вольны определять, кто может вести хозяйственную деятельность, а кто нет».
По мнению зампредседателя правления Инвестсбербанка Евгения Егорова, при рассылке подобных списков у налоговой службы должны быть более чем веские основания, чтобы включать в них названия юридических лиц, а тем более имена физических. «Если это войдет в практику, это может стать инструментом недобросовестной конкуренции, когда в список будут включать не того, кого надо, а того, кого хочется»,— говорит он. А председатель правления инвестиционного банка «Траст» Сергей Беляев отмечает, что если банк не уверен в репутации и благонадежности клиента, счет он ему не откроет вне зависимости от того, есть ли он в подобных списках или нет.
Однако, строго говоря, у банков нет оснований для отказа клиенту в открытии счета.
«Гражданский кодекс дает фирмам право в судебном порядке заставить банк заключить договор и возместить все убытки в случае отказа в открытии счета,— напоминает Овчинникова.— Поэтому фактически письмо УФНС порождает дополнительные судебные тяжбы между ни в чем не повинными кредитными организациями и юридическими лицами, которые на абсолютно законных основаниях, имея свидетельство о своей регистрации, пойдут открывать счета». Однако те банки, которые будут открывать счета клиентам из списка ФНС, как считает Анашкин, «измучают налоговыми проверками». «Поэтому то, что предлагается, можно считать попыткой возвести налоговый террор в иную плоскость»,— заключает он.
Жертвы «черных» списков
Ради борьбы с фирмами-однодневками Федеральная налоговая служба (ФНС) решилась на беспрецедентный шаг.
Начать дискуссию