НДС

Левитин просит отменить «самолетный» НДС

Министр транспорта Игорь Левитин в очередной раз выступил с предложением отменить импортные пошлины и НДС при ввозе иностранных самолетов.

Министр транспорта Игорь Левитин в очередной раз выступил с предложением отменить импортные пошлины и НДС при ввозе иностранных самолетов. Эксперты отмечают, что для своего заявления глава Минтранса выбрал крайне удачный момент: в этот раз правительство вполне может пойти на отмену импортных пошлин, так как этого требуют правила присоединения к ВТО. Правда, вместе с этим власти могут установить заградительные пошлины на ввоз подержанных самолетов и оставят в неприкосновенности ставку НДС.

Кризис в авиапроме «стал угрожать национальной безопасности России»: из 5 тыс. эксплуатируемых в России самолетов половина годятся только на запчасти, заявил вчера Игорь Левитин. По прогнозу министра, еще больше ситуация ухудшится в 2010–2012 годах, когда из эксплуатации будут выведены самолеты Ту-154 и Ту-134.

Единственная мера, которая может хоть как-то исправить кризисную ситуацию,— это отмена ввозного НДС и импортных пошлин на иностранные самолеты, считает Игорь Левитин.

Стоит отметить, что идею отмены НДС и пошлин на ввоз иностранных воздушных судов Минтранс лоббирует уже давно. Однако до последнего времени это предложение не вызывало энтузиазма у чиновников Минэкономразвития.

Впрочем, отмечают эксперты, теперь, когда отмена импортных пошлин является одним из условий присоединения России к ВТО, предложение Минтранса может быть частично одобрено правительством. «Импортные пошлины на новые самолеты действительно могут быть отменены, как этого требуют правила присоединения к ВТО,— полагает аналитик ИК „Русские финансовые традиции” Вадим Зуев.— Однако одновременно с этим правительство может установить заградительные пошлины на ввоз подержанных авиалайнеров». Дело в том, что большинство авиакомпаний предпочтут купить поддержанный иностранный самолет, а не новый российский, говорит эксперт. «Их цена ниже, а качество — выше. Именно поэтому власти, стремясь поддержать отечественных производителей, могут установить ограничительные пошлины на ввоз старых иностранных самолетов»,— рассуждает Зуев.

Однако на отмену ввозного НДС перевозчикам рассчитывать не стоит, полагает Зуев.
«Для властей отмена НДС невозможна по чисто психологическим мотивам,— говорит эксперт.— Максимум, что может произойти,— некоторое снижение или дифференциация ставки НДС для ввозимых самолетов».

В свою очередь генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что отмена импортных пошлин и НДС положительно скажется на российских авиаперевозчиках. «Воздушный транспорт не является донором авиапромышленности. Авиационная промышленность должна решать свои проблемы не за счет пассажиров и экономики страны, а за счет своих собственных ресурсов, и я считаю, что увязывать вопрос выживания авиапрома и работы перевозчиков просто недопустимо»,— считает Рыбак.

Кроме этого, российский авиапром просто не способен обеспечить потребность перевозчиков в новых самолетах, считают эксперты. «В прошлом году после уплаты всех пошлин и налогов в нашу страну поступили 26 самолетов иностранного производства, а наша промышленность сделала два»,— приводит пример Рыбак. Фактически у правительства просто нет выхода, кроме как снять барьеры на импорт новых самолетов, добавляет Зуев.

Начать дискуссию