Необходимость бороться с серыми зарплатами привела Минфин и Федеральную налоговую службу (ФНС) к обсуждению контроля за крупными расходами населения, рассказали «Ведомостям» шесть федеральных чиновников.
Тема контроля за расходами старая, напоминает один из них, но в последнее время ее обсуждение возобновилось – надо чем-то наполнять бюджет. Пока больше вопросов, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но не ясно, как наладить контроль, говорит другой федеральный чиновник.
От Минфина такая инициатива не исходила, говорит представитель министерства. Нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую, отмечает замминистра финансов Илья Трунин.
Данных у ФНС для такого контроля достаточно, считают чиновники. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам – для транспортного налога, рассказывает один из них, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, можно получить и сведения о банковских счетах. Но использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя, предупреждает чиновник.
До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е гг. даже была специальная декларация о расходах (см. врез), вспоминает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, но было совершенно не ясно, как определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.
На этот раз реализовать идею будет тоже непросто, признают собеседники «Ведомостей». «Самое сложное – определить доходы», – говорит бывший финансовый чиновник. «А что если у меня $100 млн кэшем под подушкой лежат?» – фантазирует он.
Несовпадение расходов и доходов – фикция, считает федеральный чиновник, выявить различия за 10 лет просто невозможно. Другое дело – обязать декларировать определенные активы раз в год, рассуждает он, и если человек через полгода после отчетности купил квартиру, стоимость которой выше доходов, можно при проверке смотреть на задекларированные активы. Но вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц, продолжает он, иначе это дополнительная нагрузка на людей. И так 15% всей налоговой задолженности (в марте – свыше 1,2 трлн руб.) приходится на физических лиц, рассказывал сотрудник налоговых органов. Альтернативой может стать похороненная идея Минфина ограничить расчеты в наличных деньгах, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, тогда будут сразу видны покупки, и не только квартир и машин, но и более мелкие.
Начать дискуссию