Новый Таможенный кодекс был принят весной этого года. Чиновники и бизнесмены в один голос хвалили закон - лицензирование складов и таможенных брокеров отменяется, срок выпуска товаров в свободное обращение сокращается с 10 до трех дней, перечень необходимых документов становится закрытым. "Была дана установка принять [кодекс] как можно быстрее, - говорит чиновник в Минэкономразвития. - Мы и так два года обещали его [принять] на переговорах о вступлении [России] в ВТО, потому что действующий документ, с несколькими тысячами изданных к нему инструкций ГТК, не лезет ни в какие не то что международные, но и внутренние рамки".
Минэкономразвития, ГТК, Минфин и другие ведомства готовили кодекс четыре года, но, изучив уже подписанный президентом документ, участники внешней торговли и чиновники обнаружили в нем фундаментальные изъяны.
Например, брокерам, чтобы работать после Нового года, нужно будет внести на депозит в ГТК 50 млн руб. либо предоставить поручительство или договор страхования ответственности на ту же сумму. По мнению Юрия Волкова из Deloitte & Touch, это изменение "убьет [брокерский] бизнес на корню". Замдиректора таможенного агентства "Интертранссервис" Денис Кузоваткин говорит, что в результате такого "либерализма" в стране останется 10 - 15 крупнейших таможенных брокеров - остальные просто не смогут найти нужную сумму. Большинство из 1500 существующих брокерских фирм - малые и средние предприятия. "Очевидно, что такой подход ведет как к монополизации сферы околотаможенных услуг, так и к повышению ее коррумпированности", - говорится в письме министра экономического развития Германа Грефа в правительство.
Таможенный кодекс расстраивает и Минфин - по оценкам ведомства, из-за разных послаблений импортерам и экспортерам уже в 2004 г. бюджет недосчитается 20,8 - 24,9 млрд руб.
А Минэкономразвития выяснило, что документ не только не соответствует правилам ВТО, российской Конституции и Налоговому кодексу, но и в состоянии похоронить систему внешнеторговой статистики. Дело в том, что новый ТК разрешает декларировать товары под "чужими" кодами. Например, ввозя одновременно две партии разных канцтоваров или продуктов, можно задекларировать весь товар по коду того, пошлина на который выше. "По каждому из товаров ГТК будет проверять, верно ли указан код ТН ВЭД, и в этом случае выгоднее даже заплатить чуть больше пошлины, чем разбираться с таможенниками", - объясняет собседеник "Ведомостей" в Минэкономразвития.
"Со вступлением в действие нового кодекса в России будет убита нормальная таможенная статистика, а без нее невозможно ни прогнозировать бюджет, ни рассчитывать меры тарифного и нетарифного регулирования, ни вести остальной статистический учет", - сетует один из чиновников Минэкономразвития.
Неприятные для себя положения нашел и ГТК: вместо того чтобы снизить нынешний порог беспошлинного ввоза товаров для челноков с $1000 до $500, как предлагало ведомство, депутаты подняли его до более чем $2000. Теперь ГТК предлагает ограничить допустимый вес не облагаемых пошлинами челночных товаров 30 кг против нынешних 50 кг.
Предложения ведомств о том, как исправить ситуацию, выслушивал на совещании в начале сентября вице-премьер Алексей Кудрин. Самая радикальная инициатива поступила от Минэкономразвития. "Мы предложили отсрочить введение кодекса по крайней мере на полгода, а лучше на год, поскольку, даже если правительство успеет внести осенью в Госдуму необходимые поправки в этот закон, депутаты просто не успеют их принять [до Нового года]", - говорит сотрудник министерства. С этим прогнозом соглашается и глава таможенного подкомитета Думы Валерий Драганов.
Но других чиновников "отсрочка" не устроила. "Сейчас никто не пойдет на то, чтобы отложить Таможенный кодекс, никто просто не возьмет на себя ответственность", - говорит источник в аппарате правительства, знакомый с ходом обсуждения документа.
Получить комментарии в ГТК вчера не удалось, а мнения аналитиков и участников рынка разделились. "Все проблемы, поставленные "нетаможенными" ведомствами, абсолютно реальны и нанесут огромный ущерб в конечном счете всей российской экономике, - считает эксперт "Калининградвнешторгсервиса" Алексей Зернов. - Кроме того, с таким кодексом нам никогда не вступить в ВТО". Но по мнению одного из московских импортеров, "все-таки кодекс предполагает какую-то либерализацию и если начать его откладывать, то чиновники могут так увлечься, что "позабудут" ввести его вовсе".
Комментарии
1Ведь это же ненормально, когда спикер Госдуиы Г. Н. Селезнев говорит о необходимости скорейшего принятия около 500 законов. Это значит, что появятся не только новые и гораздо хуже старых Таможенные кодексы, но и другие, проиворечащие друг другу и здравому смыслу закону.
По принципу - лишь бы оправдать неслабую зарплату, пенсию и другие льготы депутатам, якобы в поте лица работающим на благо народа.