Негативные ожидания развития экономической ситуации в стране, особенно в ближайшие 12 месяцев, стали основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов россиян.
Ухудшение ожиданий на будущее влияет на сегодняшние решения покупателей – люди все чаще склоняются к мнению, что лучше воздержаться от покупок – в июне такой ответ дали 31% опрошенных. Таковы результаты исследования, проведенного «Левада-Центром».
На протяжении последних полутора лет такое отрицательное мнение высказывали не более четверти респондентов, а в начале нынешнего года даже еще меньше – 19%. Позитивный покупательских настрой способствовал росту товарооборота в стране даже в условиях продолжавшегося снижения реальных денежных доходов населения.
Кроме того, в предыдущие два года примерно 55- 60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45% (20% надеются на улучшения и 25% – опасаются ухудшений).
Ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса, отмечают авторы исследования.
По мнению социологов, ухудшение экономических ожиданий населения связано с планами по повышению пенсионного возраста, а также с решениями о повышении налогов.
Начать дискуссию