Пенсионный фонд будет самостоятельно определять, сотрудники каких компаний смогут перевести свои пенсионные деньги частным управляющим без лишней мороки. Фонд оценит, сколько будущих пенсионеров в каждом регионе пожелают отдать свои накопления "частникам", и заключит с работодателями столько договоров о заверении подписей сотрудников, сколько нужно "для покрытия территории".
Выбирать управляющую компанию будущие пенсионеры могут несколькими способами: отнести заявление в местное отделение ПФР лично, заверить его у нотариуса и отправить по почте либо передать его организации, с которой фонд заключил соглашение о взаимном заверении подписей. Как следует из приказа Минфина, договоры могут заключаться с организациями, имеющими право удостоверять доверенности: с работодателями, ЖЭКами, стационарными лечебными учреждениями, банками и почтовыми отделениями.
Сегодня ПФР подпишет первые рамочные соглашения с организациями о сотрудничестве при заверении подписей. По словам советника председателя ПФР Владимира Вьюницкого, в первую группу трансферагентов войдут 12 крупных банков. "После подписания соглашения мы начнем обсуждать с ПФР, сколько филиалов и отделений смогут заверять подписи", - отмечает зампред правления Альфа-банка Андрей Соколов. Банк предложит ПФР сделать агентами все свои 36 филиалов и 70 отделений. Так же поступят Росбанк и Банк Москвы, говорят представители этих банков. Исходя из прогноза о том, сколько застрахованных пожелают выбрать управляющего, региональные отделения ПФР смогут оценить, сколько агентов необходимо "для охвата территории", подтверждает попросивший не называть его имени чиновник ПФР.
"Мы очень заинтересованы в организации этой работы, поскольку будущие пенсионеры - наши потенциальные клиенты, которым можно предложить весь пакет розничных услуг ", - говорит первый зампред правления Росбанка Владимир Голубков. Он надеется, что заверением подписей агентская работа банка не закончится: "В дальнейшем мы сможем доводить до будущих пенсионеров информацию о состоянии их счета".
Банкиры затруднились оценить свои расходы на организацию одного рабочего места. Криптографическая программа "Верба 5. 1" будет стоить каждому филиалу порядка $100. Основные затраты будут не финансовыми, а организационными, считает Голубков: это дополнительный штат, оборудование рабочего места, усиление каналов связи. Он предполагает, что 4 руб. за одно переданное в ПФР заявление могут компенсировать затраты банка. Топ-менеджеры Альфа-банка и Банка Москвы с ним не согласились, отметив, что точно оценить затраты пока невозможно.
Работодателям придется сложнее. Пока ПФР собирается заключать договоры только с самыми крупными из них: "Зачем нам терять 4 руб. , если заявление может быть обработано сотрудниками территориального фонда", - отмечает сотрудник ПФР. У мелких компаний шанса нет вообще. "Плана по количеству агентов у нас нет, а договор предъявляет жесткие требования к оборудованию помещения, его безопасности, хранению документов, и далеко не каждый сможет их выполнить", - говорит чиновник. Работодатель, которому отказал ПФР, не сможет принудить его к заключению договора, отмечает руководитель юридической службы УК "НИКойл" Наталья Плугарь.
Почти во всех отделениях ПФР по Москве "Ведомостям" не смогли ответить на вопрос, кто из работодателей сможет стать агентом. "Еще рано об этом думать, приходите через 2 - 3 недели", - таким был самый распространенный ответ. Впрочем, в двух московских отделениях ПФР "Ведомостям" рассказали, что они уже пригласили несколько работодателей с численностью персонала больше 1000 человек стать агентами. При этом, по сведениям гендиректора УК "КапиталЪ" Алексея Шкрапкина, холдинговым структурам ПФР предлагает заключать отдельные договора на каждое входящее в них юрлицо и на каждый филиал. Это резко увеличивает затраты на заверение подписей.
По словам директора пенсионного проекта ЗАО "Ренова" Алексея Гончарова, входящие в группу предприятия (ТНК, СУАЛ-холдинг) получили приглашения стать трансфер-агентами. "У крупных работодателей уже есть ПО для заверения электронной подписи, и техническое взаимодействие с фондом не должно стать проблемой", - считает он.
По мнению Плугарь, недостаток трансфер-агентов создаст неразбериху в отделениях ПФР и помешает выбору управляющих. А вот Полина Крючкова из КОНФОП считает, что работодателей следовало бы назначать агентами в последнюю очередь: "У них гораздо больше, чем у банков, возможностей давить на работника, "продавая" голоса управляющим".
Начать дискуссию