Кредитование

Просрочили оплату кредита? Райффайзен напомнит вам об этом за 700 рублей

Согласно тарифному плану банка, комиссия за мониторинг удерживается однократно в первый день просрочки и составляет 700 руб.

Райффайзенбанк разослал клиентам—владельцам кредитных карт предновогодние СМС, в которых предлагал войти «в новый год без долгов и комиссий за мониторинг просроченной задолженности», внеся платеж по кредитной карте «сегодня». Заемщики, не имеющие долгов перед банком, были обескуражены неожиданным предложением, решили, что имеют дело с мошенничеством.

Однако, как выяснил «КоммерсантЪ», мошенники здесь ни при чем. Согласно тарифному плану банка, комиссия за мониторинг удерживается однократно в первый день просрочки и составляет 700 руб. Изучение судебной практики банка показало, что комиссия существует в банке довольно давно, хотя раньше называлась штрафом. В пресс-службе банка пояснили, что «штраф за просрочку оплаты минимального платежа» был переименован в «комиссию за мониторинг просроченной задолженности» с 1 июля 2014 года.

Именно с этой даты вступил в силу закон «О потребительском кредите (займе)», который четко ограничил размер штрафных санкций по кредитам. Однако некоторые банки схитрили и штрафы просто переименовали в комиссии.

Как пояснили «Ъ» в Райффайзенбанке, оформляя кредитную карту, клиент соглашается с общими правилами использования банковских карт, в которых комиссия указана. В банке подчеркнули, что при просрочке банк несет издержки по мониторингу состояния кредитной истории заемщика, допустившего просрочку, запрашивая информацию у кредитных бюро по кредитам других банков. Эти издержки и заложены в комиссию.

В ЦБ пояснили, что законом установлена обязанность для кредитора бесплатно информировать потребителя о наличии просроченной задолженности. "Вместе с тем зачастую эту услугу банки предлагают в комплекте с другими дополнительными платными услугами — такими, как обслуживание вне очереди, более удобные каналы получения информации о просрочке",— отметили в ЦБ. Однако уточнили, что потребитель вправе отказаться от приобретения дополнительных услуг.

Регулятор предлагает: в случае, если решить вопрос с банком не удается, потребитель может обратиться для урегулирования спора в суд. Однако судебная практика по данному вопросу противоречива. В 2018 году суды в одних спорах признавали комиссию законной, так как она была предусмотрена договором, а в других — незаконной, ссылаясь на закон о потребкредите. И потому говорить об однозначном успехе защиты от комиссии в суде не приходится.

Начать дискуссию