Страхование

Готов законопроект о страховании ответственности опасных производств

Cтали известны подробности нового варианта законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".

Cтали известны подробности нового варианта законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", дорабатываемого в Госдуме. Доступ на вновь создаваемый рынок для страховых компаний предполагается сделать неограниченным, зато существенно вырастет максимальный уровень потенциальных выплат страхователям-предприятиям в случае техногенных катастроф.

Обязательное страхование опасных промышленных объектов на страховом рынке сравнивают с обязательным автострахованием – ОСАГО, только размеры выплат по этому виду страхования существенно выше. Согласно законопроекту, принятому Госдумой в первом чтении в декабре прошлого года, предприятия – от АЗС до холдингов нефтяной, газовой и угольной промышленности – обязаны будут страховать свою ответственность на случай причинения ущерба, связанного с техногенными катастрофами, на суммы от 14,8 млн до 1,7 млрд руб. в зависимости от степени опасности объекта.

Проект предполагает выплаты размером 300 тыс. руб. в порядке возмещения ущерба здоровью физических лиц и 180 тыс. руб. в порядке возмещения ущерба имуществу физических лиц. Выплаты юридическим лицам проект определяет в размере "действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества". Рынок сборов по этому виду страхования оценивается страховщиками минимум в $1 млрд в год.

Сейчас рабочая группа под руководством одного из авторов проекта – депутата Александра Коваля дорабатывает его ко второму чтению. По данным Ъ, проект в процессе его доработки сильно изменился.
Так, максимальная страховая сумма увеличилась с 1,7 млрд до 6,5 млрд руб. Увеличение максимального размера страховых выплат при техногенной катастрофе не вызывает у участников рынка особенных возражений – возможные финансовые последствия техногенной катастрофы достаточно высоки.

Но другая поправка не выглядит бесспорной. Согласно новому варианту проекта, для получения лицензии на данный вид обязательного страхования страховщику уже не требуется располагать собственными средствами в 1 млрд руб., как предполагалось ранее. Это значит, что круг участников рынка "опасников", как их называют в страховой среде, будет довольно широк. Как заявили Ъ вчера в Федеральной службе страхового надзора, по последним отчетным данным, на 30 июня 2005 года собственные средства 1206 страховщиков составляли 187 млрд руб. При этом только у 36 страховщиков этот показатель дотягивал до 1 млрд руб.

Сочетание крупных рисков и достаточно простой процедуры входа на рынок, судя по всему, может привести к серии банкротств на нем. Примерно такая ситуация сложилась на другом рынке обязательного страхования – ОСАГО: частые выплаты подкосили компании, и за 2005 год с рынка вынуждены были уйти десять страховщиков.

Впрочем, участники рынка надеются, что с "опасниками" подобного не случится. "Природа страховых случаев в этом виде страхования отлична от тех, что в ОСАГО,– заявил Ъ замглавы страхового дома ВСК Роман Фролов.– Тут риски не столь часты и на порядки крупнее. Страховщики все равно вынуждены будут их перестраховывать".

Впрочем, снятие ограничений на вход на этот рынок одобряют не все страховщики. По мнению заместителя управляющего директора СК "Энергогарант" Антона Легчилина, "какой-то отбор для входа на рынок 'опасников' все же должен быть". "Я согласен с тем, что есть на рынке мелкие компании, которые прилично работают, и перестраховочная защита поможет удержаться при наступлении страхового случая,– говорит он.– Тем не менее на новом рынке не должно быть несколько сотен компаний. Реальность такова, что зарекомендовавших себя положительно игроков на этом рынке порядка семидесяти".

С разработчиками нового варианта закона об "опасниках" вчера Ъ связаться не удалось. Видимо, снятие ограничения по объему собственных средств может объясняться нежеланием вступать в конфликт с Федеральной антимонопольной службой, которая могла бы счесть это требование ограничением конкуренции, поскольку прецеденты имеются.

Второе, основное содержательное чтение законопроекта ожидается в Госдуме в конце мая 2006 года. Ъ будет следить за развитием событий.

Начать дискуссию