Страхование

Верховный суд отменил надбавку за мощность двигателя

Сосредоточившись на отражении предвыборных атак депутатов на обязательную автогражданку, страховщики пропустили удар от автолюбителей. Вчера Верховный суд фактически признал, что стоимость полиса обязательной автогражданки не должна зависеть от мощности двигателя и отменил коэффициент для мощности от 120 до 160 л. с.

Сосредоточившись на отражении предвыборных атак депутатов на обязательную автогражданку, страховщики пропустили удар от автолюбителей. Вчера Верховный суд фактически признал, что стоимость полиса обязательной автогражданки не должна зависеть от мощности двигателя и отменил коэффициент для мощности от 120 до 160 л. с. Минфин обещает оспорить решение суда, но, если проиграет, клиенты могут потребовать назад переплаченную сумму.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев вступил в силу 1 июля. Тарифы утверждены правительством 7 мая. Цена полиса рассчитывается на основе базового тарифа в 1980 руб. и нескольких коэффициентов. Один из них зависит от мощности двигателя и колеблется от 0,5 (для машин мощностью до 50 л. с. ) до 1,9 (свыше 200 л. с. ). Для большинства российских машин применяется коэффициент 1 (мощность - 75 - 90 л. с. ).

Поправочные коэффициенты призваны учесть статистику страховых случаев: опытный водитель платит меньше, чем новичок, а житель мегаполиса - больше, чем житель провинциального города с малоинтенсивным движением. Но достоверных данных о том, как влияет на аварийность мощность двигателя, нет ни в России, ни на Западе. Страховщики объясняют появление этого коэффициента социальной справедливостью. "Получилось, что владелец мощного "Мерседеса" как бы платит за владельца "Жигулей", - говорит замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.

Однако переплачивать за лишние "лошади" под капотом захотели не все. Автолюбители Вильдан Афлентов и Алексей Королев оспорили в Верховном суде постановление правительства в части, привязывающей стоимость страховки к мощности двигателя. Они попросили признать недействительным коэффициент 1,5, применяемый для машин мощностью 120 - 160 л. с. и "региональный" коэффициент 2 для Москвы.

Вчера их заявление было рассмотрено. С его авторами "Ведомостям" связаться не удалось, но их аргументы пересказал участвовавший в заседании представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) : "У меня два автомобиля - "Жигули" и "Мицубиси". Почему за "Мицубиси" я должен платить больше? Машина зарегистрирована в Москве, но используется в Подмосковье. Почему я должен платить как москвич? " Как сказано в пресс-релизе РСА, суд признал недействительным коэффициент по мощности 1,5, но отменять территориальный коэффициент не стал. "Суд аргументировал решение тем, что нет статистики, доказывающей зависимость аварийности автомобиля от его мощности", - говорит участник заседания. Суд не стал учитывать доводы Минфина, что в других странах при расчете тарифов такая зависимость учитывается.

Замминистра финансов Михаил Моторин обещает, что Минфин обжалует это решение. Правда, у министерства есть лишь одна попытка - кассационная инстанция коллегии Верховного суда по гражданским делам. Моторин считает, что применение таких коэффициентов можно обосновать, к тому же в результате решения суда их шкала оказалась "нелогичной", поскольку дает владельцам автомобилей в 120 - 160 л. с. 50% -ную скидку (для Москвы в среднем $65) , оставляя стоимость полиса для других автомобилей на прежнем уровне.

Впрочем, и это недолго исправить. "Получается, все остальные коэффициенты [точно так же] можно поставить под сомнение", - говорит гендиректор Национальной страховой группы Юрий Решетняк. Поэтому пресс-директор ИНП "Общественный договор" Олег Комаровский считает, что вчерашнее решение суда может стать прецедентом, а примеру Афлентова и Королева могут последовать автовладельцы иномарок другой мощности, ведь из-за отсутствия статистики в суде невозможно доказать зависимость вероятности аварии от мощности двигателя. По словам Решетняка из НСГ, статистики, которой можно было бы подтвердить точность тарифов, просто нет, так как закон только вступил в силу. А по мнению директора центра страхования транспортных средств компании "Энергогарант" Владимира Новоселова, реальная статистика появится только в 2005 г.

Иванов из "РЕСО-Гарантии" назвал решение суда "анекдотом" и уверен, что Минфин добьется его отмены.

Но если решение суда все же вступит в силу, то страховщикам придется вернуть клиентам переплаченные деньги. "Клиент может обратиться в страховую компанию, чтобы ему вернули часть [уплаченной] премии", - признает Иванов.

Павел Миледин

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Начать дискуссию