Бухгалтеры

Владельцы компании используют ее как «свинью-копилку». Стоит их отучать, или проще сменить работу?

Как отучить руководство компании от пагубной привычки использовать расчетный счет этой самой компании как собственную «свинью-копилку»?
Владельцы компании используют ее как «свинью-копилку». Стоит их отучать, или проще сменить работу?

Как отучить руководство компании от пагубной привычки использовать расчетный счет этой самой компании как собственную «свинью-копилку»?

Животрепещущий вопрос прилетел от подписчицы в «Красный уголок бухгалтера»:

«Несмотря на погоду, парад и прочие прелести, крик души просится наружу. Директор и его как бы коммерческий директор (жена) регулярно используют расчетный счет организации в личных целях. Оплачивает жена с р/сч, потом мне предоставляют выписку и документы . Я уже сто раз обсуждала это, но видимо пустая трата времени. Есть ли в вашем загашнике идеи, как повлиять на них и вежливо объяснить, что денежные средства организации и их личные — это не одно и то же».

Как правило, такое происходит, когда руководство компании является ее же владельцами. Наемные директора таким редко «страдают». Кстати, топикстартер эту гипотезу подтверждает, руководство является участниками коипании.

А вот что пишут в комментариях:

«Можете оплачивать это из чистой прибыли... А вообще — предупредили и забыли. Предупредила бы я в письме — что у нас могут возникнуть вот такие проблемы в случае проверки... ИФНС это интерпретирует как... И все, никаких приказов, распоряжений и т.п., они реально считают бюджет фирмы своим карманом. Бухгалтер их никогда не научит. Научит (и то не факт) реальная проверка и доначисления».

Кто-то более категоричен:

«Никак. Это не лечится».

Кто-то предлагает так:

«Вешайте на подотчет, а документы не принимайте. И им в „ЗП“ и 13%. Успокоятся».

А вот более детальное руководство к действию:

«Два варианта. Первый. Письменное обращение от обслуживающей бухгалтерии о нарушениях, связанных с ними санкциях и ссылках на нормативку. Под роспись. Это на случай „мы в бухгалтерии ничего не понимаем — это она там что-то насчитала“. Второй. Просто, молча убираем эту всё это из расходов. Считаем налоги по полной. На вопли отвечаем, что данные расходы не связаны с бизнесом. Ну и... Расставаться. Имхо, овчинка выделки не стоит.»

Хотя, не факт, что проблемы будут:

«Объяснить, что такие расходы с р/сч — это их доходы и поэтому НДФЛ облагаются? Но кто это когда найдет — только если налоговая на выездной. А вероятность, что у вас будет выездная как видимо невелика, если там жена р/сч распоряжается. Но припугнуть можно».

А подытожим вот таким случаем из жизни:

«У меня нет ответа на этот вопрос. Как их заставить так не делать. У меня чего только не покупалось, про кофе и мороженое на заправках уже молчу, детская игрушечная кухня IKEA, памперсы, шины (при отсутствии машины на балансе), мебель, ворота раздвижные, дрон, камера Go Pro... Я считаю, что наша обязанность как бухгалтера, учесть произведённые операции. То есть принять на склад, НДС и расходы не брать, если кофе выпил известно кто, то удержать НДФЛ. А воспитывают пусть в детском саду».

Действительно, зачем нервы тратить? Проще найти место получше, а до тех пор — подойти к вопросу формально. Это их компания, а для вас — они всего лишь наниматель.

Комментарии

40
  • Людмила

    АС Волго-Вятского округа от 23 января 2018 года № Ф01-6071/2017; АС Уральского округа от 09 августа 2018 года № Ф09-4512/18, определение ВС от 3 февраля 2020 г. № № 310-ЭС19-28047. ФНС в Информации от 17 февраля 2020 г. уже сослалось на данное решение суда и указало, что подотчетные средства могут быть признаны доходом физлица, если документы по их расходованию отсутствуют. Высшие арбитры уже высказывали аналогичную позицию в постановлениях Президиума ВАС РФ от 05 марта 2013 года № 14376/12 и № 13510/12, которые были доведены до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 декабря 2013 года № СА-4-7/23263.

  • Брошкина Мадама

    Удержать из зарплаты молча и спокойно. В конце месяца попросить надбавку за ведение и учет расходов не связанных с работой. Платежей может быть очень много и вы не справляетесь, попросите отдельного сотрудника, который будет запрашивать акты сверки с магазинами, обоснуйте на бумаге временные затраты на ведение доп. деятельности.

  • Tatiana

    В «крике души» сказано же, что документы предоставляют. Какое вообще дело бухгалтера куда директора тратят свои деньги?! НДС учитывается на основании счетов-фактур, в части налога на прибыль эти расходы относите к непринимаемым. Вы бухгалтер, поэтому какая разница, какие документы проводить?! Не понимаю вообще из-за чего наши бухгалтера делают проблему! Работать не хотите? Или зависть жене директора? Похоже оба варианта. Успехов и терпения нормальным бухгалтерам, а счетоводы пусть в стороне постоят)

    • Над. К
      Какое вообще дело бухгалтера куда директора тратят свои деньги?!

      Это не их деньги, это деньги организации.

      Вы бухгалтер, поэтому какая разница, какие документы проводить?

      Шедеврально... Хотите сесть вместе с руководством? ;)

    • Елена

      Это наверно от того, что потом за все грехи бух будет отвечать! А не от того, что работать не хочет, у нас у любого директора чуть что сразу бух виноват, даже если он 100500 раз говорил, что так нельзя и будет штраф!

    • Внимательно

      Это не просто непринимаемые, это доход потратившего средства физлица, с сопутствующими последствиями.

    • Светлана Вейс

      А такое дело, что нарушен один из основополагающих принципов бухгалтерского учета - принцип имущественной обособленности!!!

      Принцип имущественной обособленности экономического субъекта – это один из принципов бухгалтерского учета, который означает, что активы хозяйствующей единицы и источники их финансирования существуют обособленно от собственников экономического субъекта.

      Согласно данного принципа собственники владеют экономическим субъектом, но не владеют его имуществом в целом. Данный принцип подчеркивает юридическую самостоятельность хозяйствующей единицы. Например, денежные средства в кассе хозяйствующей единицы не принадлежат ее собственникам.

      Принцип имущественной обособленности является одним из самых значимых допущений бухгалтерского учета, примером заимствования теорией бухгалтерского учета основ гражданско-правовых отношений. Данный принцип был заимствован из гражданского права. Авторство данного принципа имущественной обособленности принадлежит Ипполиту Ванье, который отразил требование имущественной обособленности в 1870 году в своих работах.

    • Олеся Чернышенко

      У Вас неверное представление о своих деньгах. Своими деньгами для директоров является их зарплата. Своими деньгами для учредителей являются дивиденды. И никак иначе!

      Очень жаль, что нормальными бухгалтерами Вы считаете бухгалтеров, которые к сожалению не знакомы с основами бухгалтерского учёта:(

    • Бабловед

      А я поддержу товарища nb_p. Всё верно:

      НДС учитывается на основании счетов-фактур, в части налога на прибыль эти расходы относите к непринимаемым.

      Таким образом бухгалтер остался формально в рамках закона, а зачем конторе в её деятельности вся купленная фигня пусть директор-растратчик и объясняет и сам отбивается от зарплатно-доходных налогов. Эту позицию директору нужно охвучить один раз, а дальше - все люди взрослые со всеми вытекающими последствиями.

      • VadimBA

        Ну, конечно, директор-растратчик может тратить деньги на всякую хрень, не имеющую никакого отношения к функционированию предприятия, предприятие будет погружаться все больше и больше в долги, а бухгалтер на это должен спокойно смотреть... Позиция - зашибись!

        Вот только в случае наступления субсидиарной ответственности, как тому бухгалтеру быть?

        Указывал эту хрень в качестве расходов (неважно каких) никто иной, как бухгалтер... А бухгалтер должен был исходить из принципа имущественной обособленности. Бухгалтер не мог не понимать, что имеет место быть не целевое расходование денежных средств предприятия. А это значит, что бухгалтер выступал в качестве соучастника.

        А директор, если к тому времени не смоется за границу, в суде будет делать большие удивленные глаза и утверждать, что он в бухгалтерии не бум-бум и трясти должностной инструкцией бухгалтера, на которого были возложены обязанности по организации и ведению учета предприятия.

        Вот и весь расклад... Есть что возразить?

        • Бабловед
          Есть что возразить?

          Да:

          в части налога на прибыль эти расходы относите к непринимаемым
          • VadimBA

            Речь идет не о налоге на прибыль, а о долгах предприятия.

            • Бабловед
              Речь идет не о налоге на прибыль, а о долгах предприятия.

              Какие долги и перед кем? Предприятие заработало выручку, купило по решению директора-собственника всякую фигню за счёт чистой прибыли, попалось на этом при выездной проверке и по решению инспектора все эти странные траты переведены в доход директора с доначислением НДФЛ и соцвзносов. Ну и при чём тут бухгалтер?!

              • VadimBA
                Какие долги и перед кем?

                Еще раз для особо невнимательных...

                Я речь веду о долгах в рамках субсидиарной ответственности предприятия.

                • Бабловед
                  Еще раз для особо невнимательных...

                  Ещё раз для особо мнительных - нет никакой субсидиарной ответственности в коммерческом предприятии. Элементарная подпись шефа на платёжке уже доказывает, что данный платёж не бухгалтерское самовольство, а приказ шефа оплатить. Всё. А зачем шеф это решил купить бухгалтера не волнует. бухгалтер должен оплатить и правильно разнести первичку. В бюджетной конторе по другому. Там действительно бухгалтер может быть признан соучастником растраты.

                  • VadimBA

                    Уже давным-давно в коммерческих организациях пользуются Клиент-Банком.

                    Те времена, когда в платежном поручении фигурировала "живая" подпись директора - давно в прошлом.

                    Кто оформляет и проводит платежи в организации? Бухгалтер. Знал ли бухгалтер логин и пароль к Клиент-банку? Разумеется, да.

          • В Виктория
            Да:

            в части налога на прибыль эти расходы относите к непринимаемым

            А, к бух учету предлагаете принимать, что ли? Это на каком основании?

            • Бабловед
              А, к бух учету предлагаете принимать, что ли? Это на каком основании?

              Зачем?! Всё за счёт чистой прибыли.

              • В Виктория
                Зачем?! Всё за счёт чистой прибыли.

                Ну, можно, конечно, на каждую бумажку требовать письменное распоряжение об отражении операции. Делов то ))

            • АяАнна

              😃на основании документов. оплата с р/с, документы есть. принимаем... 😃. А направленность расходов на деятельность, связанную с получением дохода пусть гена обосновывает.... ну купил он детскую площадку.... (может он продавать ее собирается?) ну пусть 41 будет ну или 10. (кстати,поговаривают, что 10 не часто проверяют) потом спишется, как пришедшая в негодность... да мало ли расходов может гена придумать, связанных с деятельностью.... может он промо акцию с этой площадкой сделает....

              • А направленность расходов на деятельность, связанную с получением дохода пусть гена обосновывает

                Рапоряжение пусть даст принять у учету как товар или материал или оборудование или пусть хоть что придумывает и дело в шляпе. В чем вопрос то?

                • АяАнна

                  нафиг распоряжение, пусть ответственность за весь учет берет на себя, а мне и оператором 1с не стремно значиться...😉.

                • Бабловед

                  Счёт подписан шефом? Если да, значит не удастся выдать оплату фигни за самоуправство главбуха. Ситуация, когда дир и главбух пытаются друг друга подставить и переиграть характерна только для бюджетников. А так, бух спросил у щефа "Что это? Ну в смысле мне это списать как что?" и получил ответ "Это нужно по общему хозяйству или в производстве или пусть лежит на складе как сырьё или как товар или как благотворительность в ближайший новый год", вот и всё и не нужно устраивать личное расследование по этому вопросу.

                  • В Виктория
                    Если да, значит не удастся выдать оплату фигни за самоуправство главбуха

                    Это и без подписанного счета не удастся, потому что ЭЦПшка директорская. По сути он сам все платежи отправляет.

                    "Что это? Ну в смысле мне это списать как что?" и получил ответ

                    Ответ в виде распоряжения и вопросов нет. )

                    • Бабловед
                      Ответ в виде распоряжения и вопросов нет. )

                      Ну отказался он письменно дать распоряжение (типа, некогда, да вообще много чести) и что, уволитесь? Глупо. А что делать? Да ничего сверхъестественного, просто подвешиваете на складе и всё.

                      • В Виктория
                        типа, некогда, да вообще много чести

                        Причем тут его честь? Некогда, пиши себя главбухом, как вон давеча писала Анна (тож вариант). У буха ПБУ, между прочим и всякая нормативка. Инвентаризацию делаете, а там ни сном ни духом этого "товара" или "сырья", кто подписывает акт? Кладовщику мат ответственность еще в придачу? А, чё неплохо, так устроился директор!

      • АяАнна

        а вот тоже поддержу.... я хоть и имею профессиональную деформацию главбуха, но если уж гена хочет рисковать - это его право. Вот только я бы приказ издала, что ответственность за ведение бухучета возлагается на гену. а я тут оператором 1с работаю, например. Но... складывать это все надо в расходы организации,а не в чистую прибыль (чистая она как минимум быть должна, а вдруг ее нет..., и распределяется она не ежедневно-таки). А облагать все это ндфл и взносами, пусть гена сам решает. И если истечет срок проверок, значит, считай сэкономил...😉

        • Бабловед

          Всё верно, на это и расчёт.