Налоговики, а вслед за ними и суд, признали водителей такси, работавших на основании агентских договоров со службой такси, работниками по договорам ГПХ. С доначислением НДФЛ и взносов.
Дело №А72-236/2020, решение суда первой инстанции прикреплено во вложении.
Началось все с того, что истец, ООО «Аккаунт» (служба такси), предоставило 6-НДФЛ с нулевыми суммами налога. Налоговикам это не понравилось, после камеральной проверки они доначислили НДФЛ, а также пени и штраф. Всего около миллиона: 143 963 руб. 60 коп. штраф, 719 818 руб. сумма доначисления, и пени в размере 103 113 руб. 93 коп.
Общество обжаловало решение налоговиков в Управлении. Те его немного подредактировали:
«Предложить ООО „Аккаунт“: уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения пени и штрафы; удержать доначисленную сумму налога в сумме 719 818 руб. непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетом положений пункта 4 статьи 226 Кодекса; при невозможности удержания налога (например, при отсутствии трудовых или гражданско-правовых отношений с физическим лицом, в отношении которого сделаны доначисления налога), налоговому агенту в срок не позднее 31.12.2019 представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме № 2-НДФЛ».
РСВ от ООО «Аккаунт» было тоже «по нулям, в результате камеральной проверки им доначислили следующее:
«Страховые взносы в размере 1 416 412,03 руб. и пени в сумме 223 580,62 руб., а также привлек к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 283 282,4 руб.».
Жалоба в Управление на последние действия налоговиков осталась без удовлетворения.
Компания решила искать правду в суде. Пытались доказать свою позицию, показав схему работы с агрегаторами и водителями такси.
«По мнению Общества, позиция Инспекции не соответствует налоговому законодательству. Выводы Инспекции являются ошибочным вследствие неправильного понимания алгоритма взаимодействия участников осуществления деятельности в процессе перевозки пассажиров: Пассажира (Заказчик услуги) — Агрегатора (Интернет платформа) — Партнера (Общество, Агент, Посредник) — Водителя (фактический Исполнитель услуги, Принципал)».
Истец являлся в этой схеме посредником, агентом, который оказывал услуги агрегаторам по поиску водителей за вознаграждение в 3% от каждого перевезенного пассажира. Выручка поступала к нему на счет, он их далее передавал водителям, за минусом агентского вознаграждения.
С агрегатором, в частности, с ООО «Яндекс Такси», у истца также был заключен агентский договор. И еще с несколькими агрегаторами (ООО «Извозчик», ООО «ГетТаксиРус).
От имени истца водителям оформлялись разрешения, однако предрейсовые медосмотры, техническое обслуживание, ремонт и пр. — осуществляли сами водители. Учет своих доходов вели они сами. И сами же сдавали в налоговую необходимую отчетность и платили налоги.
«Обосновывая свою позицию, налогоплательщик указывает, что не состоит в трудовых отношениях с водителями, услуг по перевозке пассажиров водители ему не оказывают».
Кроме того, истец в качестве довода указал на то, что в цену услуги невозможно заранее заложить НДФЛ и взносы.
«Заявитель приводит довод о невозможности заложить в себестоимость услуги НДФЛ и страховые взносы, так как Общество не определяет стоимость поездки, поскольку она закладывается ООО Яндекс.Такси непосредственно в программном продукте и как следствие при всем желании оно не может заложить в себестоимость услуги НДФЛ, вмененный ему в решениях. Указывает, что при выручке в 3 % ему предлагается заплатить 13% НДФЛ и 27,1% страховых взносов».
Пытался он и на разъяснения налоговиков ссылаться:
«Налогоплательщик ссылается на разъяснения Инспекции, подтверждающие, по его мнению, позицию занятую Обществом, в частности на запрос ИП Васильева К.Г. в информационном письме № 14-24/040137 от 29.12.2008 г. было указано, что организация (индивидуальный предприниматель) не признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении денежных средств, перечисляемым физическим лицам по агентским договорам в случае если они по таким договорам не являются их источниками дохода».
Суд признал общество налоговым агентом с обязанностью исчислять за водителей НДФЛ.
«При рассмотрении настоящего спора является необходимым установление источника доходов в отношении выплат, полученных водителями такси. Подобное лицо является налоговым агентом для водителей такси. Определение источника выплат для водителей зависит от сложившейся цепочки прохождения и того, кто из участников указанной цепочки вступает в договорные отношения с пассажиром по поводу оказания деятельности по перевозке легковым такси».
И далее, суд указывает, что водители получают деньги непосредственно от истца.
«Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждено, что при заказе такси через мобильное приложение и оплаты поездки в безналичном порядке пассажир оплачивает ее через мобильное приложение. Оплата поступает в ООО «Яндекс.Такси», или иному агрегатору (ООО «Извозчик», ООО «ГетТаксиРус), которые за минусом своего агентского вознаграждения перечисляют ее своему принципалу (в настоящих взаимоотношениях ООО „Аккаунт“). В свою очередь, ООО „Аккаунт“ перечисляет денежные средства водителям такси, оставляя себе плату за предоставление водителям доступа к мобильному предложению агрегатора, в частности ООО „Яндекс.Такси“. Таким образом, денежные средства поступают водителям непосредственно от ООО „Аккаунт“».
Суд также указал на тот факт, что разрешения водителям выдавались обществом, на основании заключенных договоров аренды ТС с экипажем, которые, по заявлению истца, в дальнейшем фактически не использовались, поскольку с водителями были заключены агентские договоры.
При этом, ссылаясь на ряд нормативных актов, суд приходит к выводу, что заказчик услуги (пассажир) заключает договор перевозки (фрахтования) не с водителем такси, и не с агрегатором, а с истцом.
«Договор перевозки легковым такси со стороны фрахтовщика может быть заключен либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем. Непосредственно с водителем, не являющимся юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, договор заключен быть не может. Таким образом, водители не вступают в договорные отношения по перевозке с пассажирами, а, следовательно, источником дохода для физических лиц — водителей пассажир не является».
Далее суд приходит к выводу, что источником дохода для водителей является именно компания, выступающая истцом в деле.
«Учитывая получение ООО „Аккаунт“ для водителей разрешений на деятельность по перевозкам легкового такси, заключение с ними договоров аренды Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи 12 транспортных средств с экипажем, предоставление водителям доступа к электронным сервисам заявок пассажиров на перевозку, ООО „Аккаунт“ является организацией осуществляющей деятельность по перевозке легковым такси, а, следовательно, источником доходов для водителей».
Довод ООО «Аккаунт» о том, что оно не является источником дохода для водителей, поскольку с водителями у него агентские договоры — суд отклонил.
«Исходя из сложившихся отношений между ООО „Аккаунт“ и водителями следует, что они находились в фактических гражданско-правовых отношениях по поводу оказания услуг по перевозке».
То, что у истца и водителей не было письменных договоров об оказании услуг, для суда доводом не явилось.
«Отсутствие письменных договоров между ООО „Аккаунт“ и водителями по поводу оказания услуг не является обстоятельством, позволяющим признать недоказанным факт нахождения водителя в гражданско-правовых отношениях по поводу оказания услуг. Под договором в данном случае следует понимать наличие фактических правоотношений по перевозке груза с использованием транспортных средств, принадлежащих водителям, а не их документальное оформление».
Кстати говоря, довод налогоплательщика, основанный на разъяснениях самих налоговиков, суд тоже отклонил.
«Ссылка на письмо № 14-24/040137 от 29.12.2008 г., содержащее ответ Инспекции на запрос ИП Васильева К.Г., отклоняется судом, так как письмо не носит нормативного характера, разъяснения даны другому лицу и по частному случаю».
Иными словами, суд поддержал налоговиков и в иске отказал. Обжаловать налогоплательщик решение суда не стал, вместо этого решил закрыть компанию. На данный момент она находится в процессе ликвидации. По информации с сервиса «Прозрачный бизнес», за компанией числится недоимка по налогам в сумме 230 865 руб., а также штрафы в сумме 143 964 руб.
Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар «Мифы и стереотипы налоговых проверок. Полное разоблачение». 23 апреля, начало в 11:00 по Мск.
Комментарии
269Очень поучительная история. Уж сколько раз говорили, что схемы такси через партнеров шиты белыми нитками. Все это полулегально.
Обидно конечно за эту фирму, потому что таких партнеров пруд пруди, а козлом отпущения сделали именно эту
Это был пробный шар, организованный моим приятелем из Ульяновска. Причем второй, первый не прошел. Ничего и до других доберемся. ФНС только тупит по страшному.
Боюсь спросить, что это у вас за приятель такой?) Организатор
Депутат Госдуры 5-го созыва, а ныне просто пенсионер)))))
Это только начало. Дальше за доставку возьмутся. А такие Агрегаторы как Yandex, Mail, Сбер и т.п. Будут "белыми и пушистыми"... Они ведь всего на всего оказали услугу размещения объявления, на неё кто-то откликнулся из исполнителей... И вообще в случае чего, то они клиенту вообще никаких услуг не оказывали и у них исполнитель не работает и за него они ответственности не несут.
Нахамит вам "таксист" или что-то ещё более серьезное сделает, то это будут чисто ваши с ним проблемы, а не с Yandex и им подобными... Они вообще знать не знают такого и просто ваши деньги ему перевели (удержав свой %), когда он на ваше объявление о заказе машине откликнулся... Они же всего на всего "типа" газеты объявлений (электронной доски) где вы разместили заказ, а водитель на этот заказ откликнулся просто как частное лицо...
Вот именно. Они породили это зло. Запустили эту нелегальную схему они, а виноваты те, кто в этой цепочке крайний. Всем же понятно, что водители не платят налогов. Власти об этом прекрасно знали. Для этого и придумали НПД. Ну так не трогайте это осиное гнездо, не ворошите его. Дайте всем перейти на НПД. А потом уже наглых, кто не перешел и надеялся работать и дальше вчерную, ловите.
А кто не дает переходить на НПД?
НПД ввели повсеместно только в октябре 2020 года.
Кстати, даже на НПД таксисты не могут работать прям легально-легально. Они опять будут ездить по лицензии, полученной для них сторонней организацией-партнером. Потому что получить разрешение на такси физлицам на НПД нельзя.
Выход все тот же - агентский договор с партнером. Тот самый договор, который у налоговой вызвал подозрение и спровоцировал судебные разборки
Там в целом куча нарушений идет. Законодательство близко не "стояло". Предрейсовый и послерейсовый медицинский и технический осмотр - "не не слышали". Что такое ТК РФ, НК РФ, Закон о защите потребителей и т.д. - "красивые названия"... У курьеров по доставке еды даже наличие медкнижки не проверяют. У таксистов наличие нарушений ПДД ни кого не интересует и стаж.
А зачем курьеру медкнижка? Он еду не готовит и не раскладывает. Ему выдают упаковки и он их привозит
Кстати, я вот считаю, что работа таких курьеров и не должна быть по ТК. Потому что текучка страшная. Работают когда хотят. Да только на кадровых службах разориться можно. И ребятам молодым нафик трудовые отношения не нужны. Только портить себе сведения о трудовой деятельности.
А пенсия им нужна будет? Стаж то не идет. Или хрен с ним, все равно не доживут?
А это они сами решат. Будут просто сидеть дома - пенсия тоже не появится.
Курьерами в службах доставки работает молодежь весьма непродолжительное время. Причем они же сами и не захотят соблюдать трудовую дисциплину и получать меньше. Вы контингент доставщиков от Яндекса и Деливери видели? ))
Для вас курьеры - это только доставщики из Яндекс-Еды или Деливери? До чего же ЕГЭ людей доводит....
Ради интересов узкой группы лиц целую профессиональную группу лишили всех социальных гарантий, включая права выхода на страховую пенсию, а вы про непродлжительное время.
Между прочим, единственная "льгота" т.н. самозанятых - это отсутствие взносов в фонды. Вот только фонды недополучают в итоге деньги, что признает тот же Кудрин. Но ничего, государство легко возраст выхода на пенсию поднимет. Для все. В т.ч. и для вас.
Для справки - когда я заканчивала школу, про ЕГЭ еще и не слышали. Что касается курьеров, то, во-первых, тут обсуждали именно доставщиков еды. Во-вторых, вы сами бы спросили курьеров, хотят ли они соцгарантий и меньшую оплату труда. Сии соцгарантии оплачивать надо. Думаю, ответ вас бы удивил ;)
А почему соцгарнтии должны влечь меньшую оплату труда а не большую цену за доставку?
Это раз.
Два. Меньшая оплата труда позволит доставщиками требовать повышения зарплаты. А сейчас они (так же как и таксисты, кстати) могут требовать только повышения цен на доставку (поеездки), вызывая справедливый гнев потребителей.
Кстати, вы в курсе, что услугу доставки вам оказывает не ЯндексЕда, а конкретный курьер. А Яндекс опять все лишь логист и не более того.
Потому что владелец бизнеса деньги не печатает. Если у него увеличиваются какие-то расходы, значит другие расходы сокращаются. Либо бизнес не выживает и все работники вышвыриваются на улицу.
Ничего страшного, если бизнес не выживает, значит он не нужен!!!!!!!
А что касается вышвыривают на улицу, так у нас застройщики плачут, рабочих не хватает, Надо новых из азии завести. А они все со стройки в курьеры и таксисты сбежали. Вот вернуться назад.
И не надо называть курьеров работниками. Работник - это сторона трудового договора. Они сегодня ремесленники!!!
А вообще закон об НПД - это узаконивание в нашей стране класса прекариата.
А где людям работать-то, не подумали? И с чего вы решили, что в курьеры и таксисты со стройки сбежали? И непонятно, кто сбежал-то? Таджики что ли?
Так вы ратуете за то, чтобы они стали работниками. Я вам и объясняю, что сделав их работниками и не уменьшая при этом им зарплату, бизнес может накрыться медным тазом. И этих самых работников выкинут на улицу
Вы совершенно не хотите понимать то, что вам пишут. То, что люди не оформлены по трудовым договорам в случае наличия трудовых отношений (а не у всех курьеров таковые есть) - это плохо. Но перевод тех же таксистов в работников повлечет увеличение стоимости проезда в такси, может даже в разы. Значит в разы станет меньше людей, которые смогут такси пользоваться. Они превратиться в сервис для богатых, кои и так свои машины имеют.
Пока ситуация безвыходная. Наводя порядок, убьют сервис такси в принципе.
Т.е. ратуя за таксистов вы в результате выступаете против них же. У них просто не будет клиентов. Вы их хотите на стройку в разнорабочие сослать на неквалифицированный труд за копейки, я правильно вас поняла?
Сервис такси убили раньше. Агрегаторы. Как бы доступностью за счет неплатежей налогов с труда.
гос-во само ставит бизнес в такое "положение", в котором исполняя все его законы и прихоти становится не то что не выгодно, а напрямую в убыток. и если так работать не могут даже такие, как яндекс, какие таксопарки вы хотите увидеть, с гаражами, механиками, блэкджеком и медиками?
Вы так рассуждаете до первой аварии. Страховку за которую вы не получите, потому что водитель не застраховал ответственность перед коммерческими пассажирами. Поэтому взыскивать ущерб вы будете с этого маргинала, у которого нет белых доходов. И не бегите к государству за помощью, оно не виновато, что у вас нет мозгов.
в отличие от тебя, к гос-ву не бегаю, ибо мозги есть в наличии. а такси в понимании именно "такси" как таковых нет уже более 10 лет.
Мы разве когда-то пили на-брудершафт?
Такси на страхуется по ОСГОП!!!!! Только ОСАГО с пометкой для такси.. Кстати, в загнивающей европе ОСАГО с пометкой для такси нет, зато ОСГОП есть. А еще есть профессиональные водительские права. Например в германии это называется Personenbeförderungsschein. Без них ни в такси, ни в скорую помощь не устроишься. А у нас профессиональные права - это считается совок.
По ОСГОП не страхуется, по ОСАГО страхуется, но в договоре ОСАГО есть отметка о том, что авто может использоваться в качестве такси, и тариф ОСАГО зависит от того, есть эта отметка или нет. Поэтому при наступлении страхового случая СК откажет в выплате, если узнает, что этот случай наступил во время выполнения коммерческой перевозки, если отметки об использовании автомобиля в качестве такси нет в полисе (и, соответственно, эта опция не была включена в страховую премию).
Тариф от отметки зависит. А размер выплаты пострадавшему нет. В итоге страхователь платит больше, страховщик получает больше, а потерпевший получает компенсацию по стандарту.
Ну а мне, как потерпевшему, какая разница - пострадал я от такси, или от обычного автомобиля ?
Страховая компания откажется платить, если у автомобиля такси была страховка без отметки о том, что автомобиль используется в качестве такси.
В результате вы будете взыскивать компенсацию ущерба с того, кто причинил вам ущерб - то есть с нелегала с серыми доходами, которые он получает наличкой и нигде не декларирует и у которого не нашлось лишних 5-10 тыс. р. в год на правильную страховку.
и сколько будут стоить тогда услуги такси, ага.
Ха, ха. Про медкнижки мы писали в РПН, они отвечали отписками, типа производится "бесконтактная" доставка. Опомнились только с началом пандемии, повесили на сайте требования к курьерам. Но проверять все равно не проверяют.
Кстати, Нет книжки, можете требовать деньги за доставку назад))))
А сейчас какая дата, напомните?
"Тот самый" договор спровоцировал судебные разборки, потому что был заключен с физическими лицами, не являющимися плательщиками НПД, которым налоговый агент выплачивал вознаграждение, но не удерживал из него НДФЛ и с которых не платил страховые взносы.
В такой же ситуации, но когда стороной был бы плательщик НПД, обязанность уплачивать налог лежала бы на физическом лице-плательщике НПЛ, а к компании, с которой он заключил договор, никаких налоговых претензий не было бы.
это все так конечно. И в принципе налоговая права.
Удивляет другое - таких договоров заключено в количестве, исчисляемом миллионами. Власти не могли об этом не знать. Все все знают и делают вид, что ничего не видят и не знают. А потом находят крайнего и устраивают показательную порку.
Подождите немного, с остальными тоже разберутся.
Кому надо, тот знает. А налоговики реально тупят. Ведь такие прокладки как правило на УСН сидят, а по ним только камералка. По бумагам, которые они предоставляют в налоговую все чисто. Что бы разобраться в схеме в ней надо разбираться.
По этому делу мне инициатор рассказывал, что он задолбался объяснять ФНС как работает эта схема.
Право, предоставляемое разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не является объектом гражданских прав и не может быть отчуждено или передано третьим лицам. Процветающая сегодня торговля такими разрешениями является преступлением. Приговоры есть!!!!!!
Это раз.
Два. Независимо какой договор заключает такая прокладка как это ООО с водителем (агентский или даже я видел договоры о совместной деятельности), в отношения с агрегатором и в отношения с пользователем (заказчиком услуг такси, фрахтователем) это прокладка вступает от СВОЕГО ИМЕНИ, а н от имени водителя. А это значит, что именно на этой прокладке лежат как права, так и обязанности перевозчика (фрахтовщика). А обязанностей там до хрена и больше. Читаем закон о БДД.
Если не понятно, то комиссионер - это тот же агент, действующий от своего имени. Пусть попробует поторговать спиртным, ссылаясь на то, что он всего лишь комиссионный магазин.
А вы не путайте два вида договора. Агент может действовать от имени и за счет принципала.
Еще раз, если с первого раза не доходит. Подключашки заключают с водителями договоры, где они, подключашки, действуют ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, а не от имени водителя. И иначе они не могут, потому что иначе обязанности налогового агента повесили бы на агрегаторы.