Внедрение в России электронного билета, похоже, затягивается. Минюст вернул на доработку в Министерство транспорта приказ «Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации». Авиакомпании призывают власти ускорить процесс принятия поправок в законодательство. Благодаря переходу на электронный билет отрасль сэкономит $300 млн.
На этой неделе «Аэрофлот» объявил о начале продаж билетов через интернет-сайт компании. Как рассказал коммерческий директор авиакомпании Алексей Сидоров, пассажиры смогут забронировать и оплатить билет, но затем вынуждены будут получить традиционный бумажный билет в офисах продаж. «Аэрофлот» объявил о полной готовности к введению традиционного электронного билета. Технология работы системы бронирования, работающей на сайте компании, позволяет выпускать e-ticket.
По словам Алексея Сидорова, введение электронного билета является обязательным условием членства «Аэрофлота» в альянсе SkyTeam. Однако и другие российские компании постепенно переходят на эту технологию.
«Аэрофлот» не первый перевозчик, предложивший своим пассажирам такую услугу.
В феврале 2005 года подобную систему продаж ввела авиакомпания S7 Airlines («Сибирь»), затем авиакомпании—члены альянса AirUnion, «Уральские авиалинии» и «Трансаэро».
Покупка билетов через Интернет, даже при необходимости получения билета в офисе продаж или аэропорту, популярна среди пассажиров. Сумма продаж билетов через интернетсайты AirUnion составляет сейчас около 10 млн руб. в месяц, и эта цифра постоянно растет. По словам пресс-секретаря «Трансаэро» Сергея Быхала, авиакомпания рассчитывает к концу года каждый 20 билет продавать через интернет. У S7 Airlines в 2005 году продажи билетов через сайт составили 2% от общего объема. За первые пять месяцев 2006 продажи через интернет выросли на 500% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.
По словам Сергея Быхала, пока онлайн-продажи в большей степени востребованы зарубежными пассажирами. Одним из способов привлечения пассажиров могут стать специальные тарифы на билеты, продающиеся в Сети. «Со временем «Аэрофлот» планирует ввести web-only тарифы. Но пока этот вопрос находится на стадии обсуждения,никаких решений не принято»,— говорит Алексей Сидоров. Другие авиакомпании уже предлагают на сайте более выгодные тарифы. У AirUnion и S7 билет, забронированный и оплаченный в интернете, обойдется пассажиру на 5% дешевле, а «Уральские авиалинии» предлагают скидку 25%.
Внедрение электронного билета позволит авиакомпаниям значительно экономить.
AirUnion с переходом на электронный билет планирует вообще отказаться от услуг офисов продаж, что позволит сократить расходы. По мнению Алексея Сидорова, введение электронного билета позволит авиакомпаниям экономить $9–10 с каждого билета. А в целом по отрасли экономия составит $300 млн ежегодно.
Независимо от денег, которые удастся сэкономить, авиакомпаниям все равно придется внедрять эту технологию. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала всем авиакомпаниям завершить переход на электронный билет до конца 2007 года.
Проблема в том, что в России из-за отсутствия нормативно-правовой базы это до сих пор невозможно. В соответствии с нашим законодательством распечатанный таким образом билет должен быть обеспечен традиционным бумажным билетом, который является формой отчетности перед налоговыми органами. Чтобы изменить ситуацию, необходимо внести изменения в законодательство, в том числе в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Однако изменить законодательство к этому сроку едва ли удастся. «Эти поправки придется проводить через Госдуму, процесс затянется, и к 2008 году мы в любом случае не успеем»,— считает представитель одной из авиакомпаний. Ряд авиакомпаний рассчитывали, что смогут предложить своим пассажирам электронный билет раньше, после утверждения разработанных Минтрансом требований к электронному билету как перевозочному документу. В пресс-службе Минтранса «Бизнесу» сообщили, что приказ от 6 мая 2006 года №54 «Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации» был направлен в Министерство юстиции 6 мая. В документе полностью описан формат и требования к электронному билету. Однако в Минюсте рекомендовали согласовать документ с Министерством финансов, чтобы привести электронный билет в соответствие с требованиями к документам финансовой отчетности. На подобные согласования уйдет не менее месяца.
Минюст не узаконил электронные билеты
Внедрение в России электронного билета, похоже, затягивается. Минюст вернул на доработку в Министерство транспорта приказ «Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации».
Начать дискуссию