Государственные сервисы и услуги должны двигаться к клиентоцентричности, считает руководитель ФНС Даниил Егоров. Иными словами, быть ближе к клиенту и быть на него ориентированными.
Об этом он заявил на сессии «Клиентоцентричное государство» в рамках ПМЭФ.
«Когда рождаются новые ценности, они задают вектор технологиям, и технологии начинают идти в эту сторону и обслуживать кастомизацию клиентов и автоматизацию. Куда идти сервисам? Очевидный ответ — к клиентоцентричности», — сказал он.
По его словам, такой подход появился не сегодня. По мнению главы ФНС, формирование системы управления государством и создание парламента — это концентрация воли народа доступными технологиями в то время. Однако нынешняя реальность диктует другие условия — государство должно быть гибким и оперативно реагировать на любые вызовы.
При этом термин «клиент», который пришел из бизнеса, воспринимается государством тяжело, признал Даниил Егоров:
«А вот когда мы говорим партнерские отношения или человекоцентричные отношения, нам становится проще друг с другом общаться. Потому что в нашей истории термин „клиент“ давно имеет специфическое значение, если вспомнить переход из Советского Союза в новую модель управления. Это говорит о том, что право будет, скорее всего, меняться. И вполне вероятно, что мы будем переходить на принципы, а не четко прописывание каждого отдельного функционала» — сказал Егоров.
Интересно, а когда налоговики присылают 15 требований за два дня (и это еще мало, бывает и под 90), это тоже переход к клиентоцентричности? Ну, то есть столько хотят знать о «клиенте» — хотят с ним сблизиться?
Подписывайтесь на канал «Бухучет и налоги».
Комментарии
10кылыенотоценетрычность.
у меня сейчас в ЛК ФНС по ФЛ висит сумма к распоряжению после сдачи 3НДФЛ. и с ней можно делать что хочешь. можно вывести. фишка в том, что даже камералка еще не прошла, а декларация сразу же упала с припиской "вычет подтвержден в полном объеме". вывести деньги не пробовала (ЭЦП нет и делать не хочу), но по крайней мере по всем косвенным признакам эта сумма висит как подтвержденная переплата.
еще был период, когда сумма к возмещению отображалась не как указанная к возмещению, а как вся сумма уплаченного за год НДФЛ. пару дней я смотрела на это и надеялась, что "момент икс" не произойдет вот прям сейчас, они все-таки снова заметят стр 2 и не шарахнут мне обратно весь уплаченный НДФЛ. "снова" потому что до этого сумма отображалась по расчету верная. а потом встал весь НДФЛ. на данный момент стр 2 опять заметили, сумма отображается правильная. камералка все еще идет, деньги все еще вывести можно.
когда декларация меняет статус (например, с "принятого" на в "процессе КНП"), то на почту в ЛК приходит информационное письмо об этом. из интересного тут то, что статус декларации меняется и в ранее полученных письмах, а не только в новом. то есть если вам из ФНС в ЛК пишут что-то важное, то лучше скриньте)).
наблюдаю всю эту историю почти с самого момента сдачи, очень захватывающе.)
Всё это захватывает, пока не понимаешь, что бизнес-процессы в их системе порой настолько уродливы для стороннего пользователя (он же клиент, он же налогоплательщик). После этого становится сильно грустно. Ещё грустнее, что и некоторые налоговики, сидящие годами на местах, не сильно в курсе что там и как устроено до конца, ведь большая часть задач автоматизирована и у них нет времени/сил/желания копаться ради понимания. А это никак не улучшает ситуацию.
Хитрости с переплатой к распоряжению лишь специфика начисления-списания в КРСБ. Как и вечные "переплаты" по УСН, у ИП по взносам и т.д. Внутренняя возня с открытием карточек по расчётам под КБК/ОКТМО/Инспекцию. Будущие начисления, которые что-то из выписок исчезли. И сверху всё накрывается "так компьютер посчитал", виртуозными льготами по 1/12 списаний, ограничением получения выписки календарным годом, ограничением получения выписки тремя годами, привязками платежей к периодам и неочевидным долгам из-за этого и т.д. и т.п.
Сложность учёта расчётов в налоговой на таком неочевидном уровне для "клиента", что сложно представить какую-либо живую коммерческую структуру с таким подходом. И тем самым они упорно создают себе большой объём бесполезной работы, а "клиентов" порой вгоняют в ступор.
Например, начисление налогов по имуществу юр. лицам. Разослали начисления в мае. Когда уже срок оплаты прошёл. Нафига? Надо в начале периода оповещать о планируемом налоге, а при получении сведений об изменениях уведомлять и пересчитывать, показывать расчёт.
Так что постоянно нарастающая сложность системы как-то не позволяет верить в их перестройку под удачный клиентский опыт в рамках этой клиентоцентричности ?
Веры в ЕНП как-то не особо, если принципы с начислениями и информированием пост-фактум не поменяются в другую сторону.
Все-таки земельный и транспортный налог. Декларации по налогу на имущество еще не отменили.
Это как? Организация может купить/продать транспорт или землю. Какой может быть предполагаемый налог? Тут беда не в том, что поздно рассылают, обязанность считать налог самим никто не отменял. А в том, что слишком много косяков у налоговой оказалось.
Я написал не "налога на имущество", а "налогов по имуществу". Транспорт и земля являются тоже имуществом. МинФин относит их все в группу "имущественные налоги" официально. Налоговики нередко их называют также. Понимаю, что вам это может не нравиться, как человеку разбирающемуся, но принципиальной разницы в контексте обсуждения подхода нет.
А тут ощущение, что вы специально не цитируете до конца:
Предполагаемые и есть предполагаемый. Видят по состоянию на текущий момент - уведомляют - не как сейчас, а оперативно (через ЛК/по ТКС) - что у вас есть объект, по нему будет за период такой расчёт. Получили сведения об изменениях - уведомили, что изменилось, теперь планируется так-то. Удобство: можно сразу видеть как считают налоговики. Нет уведомления - видимо налоговики не получили/не обработали информацию - есть повод наперёд сообщить.
Тем более не мне вам рассказывать про долгую жизнь 4-НДФЛ, про рассылки налоговиков в духе "срочно заполните анкеты по планируемым налоговым отчислениям" и прочие их хотелки по предсказанию будущего. Пускай потрудятся в обратном направлении. Всё это прекрасно автоматизируется.
Про это я и не писал. Предварительное уведомление сняло бы немало проблем, сделало налоговую чуть более клиентоцентрированной и всё в таком духе.
Есть. Потому что налог на имущество считается по старому - декларация сдается.
Т.е. десть-сто раз в год налоговики будут слать уведомления? У некоторых организаций автомобили постоянно покупаются/продаются, если большой автопарк. Кому и зачем это нужно?
Была нормальная система с декларацией. Нет, её надо было поломать, чтобы рассказывать сказки Путину и Ко о том, какая славная у нас ФНС и как она облегчает налогоплательщикам жизнь.
Основная проблема не в расчете. Как считается налог и так известно. Проблема в том, что у ИФНС неверные данные по имеющемуся транспорту и земле. И это годами не исправляется.
4-НДФЛ не было хотелкой. И появилась тогда, когда ИПшников было сложно контролировать каждый квартал. Она давно стала атавизмом, но почему-то её долго не хотели убирать. К обсуждаемой ситуации она не имеет никакого отношения. Потому что налог все равно считался в годовой декларации 3-НДФЛ
Не конкретно уведомления и не в текущем виде. Уведомлять о применяемом расчёте можно и в ЛК через отдельный сервис, который бы на лету считал по запросу. Можно уведомлять раз в месяц. Это бы заранее позволило обратить внимание на проблему с неверным наполнением баз по объектам. Дело не в количестве уведомлений, а в знании чего ждать от налоговиков.
Я с первого раза понял, что идея вам не нравится. Вероятно из-за
И не понимаю ваших аргументов, что есть виды налогов, по которым обязательство по сдаче отчётности сохраняется, значит "это другое". Вероятно ФНС хочет перетянуть на себя расчёты налогов и планомерно к этому идёт, чтобы лишь выставлять суммы к оплате. Так по моему мнению пусть хоть этот процесс делается прозрачнее, когда опытным путём известно о больших проблемах в расчётах с их стороны.
Он и сейчас прозрачнее некуда - все ставки налогов, льготы и пр известны. А в чем именно проблема, я выше уже написала. И никакими уведомлениями из налоговой она не решится, пока там не наведут порядок с информацией об имуществе налогоплательщиков. А там никто не хочет этого делать годами. Людям по 10 лет шлют расчеты по машинам, которые проданы.