Сколько бухгалтеров должно быть в бухгалтерии и от чего это зависит? И как убедить руководителя организации, что нужно взять еще сотрудников? Какими доводами его можно пронять?
Вопрос задали на форуме «Клерка».
«У нас в бухгалтерии всего 2 человека, сотрудников уже 124 в компании. Есть ВЭД, маркировка и прослеживаемость. Я пытаюсь убедить шефа, что мне нужны помощники. Сколько у вас работает человек в бухгалтерии и какие у вас объемы?».
И заодно прикрепили опрос, сколько сотрудников работает в бухгалтерии. Больше всего ответили, что у них один-единственный бухгалтер. А вторая большая группа ответивших указали, что их более пяти.
В комментариях к посту пишут, что количество сотрудников бухгалтерии зависит от количества обязанностей и документооборота:
«Количество сотрудников бухгалтерии зависит не столько от объемов, сколько от документооборота и обязанностей. При одинаковых оборотах может быть 200 входящих документов в день, и их надо вносить и обрабатывать вручную, а может быть 10 документов за месяц, или документы вводит оператор или робот.
И работники могут получать оклады по пятидневке и работать подолгу на одном месте, а может быть сложная система оплаты труда и постоянная текучка с прогульщиками и бесконечными больничными.
И вообще — если это одна организация — это одно, а если это 10 организаций — то совсем другое.
А чтобы доказать, что нужны помощники, надо делать хронометраж рабочего дня и считать трудозатраты каждого сотрудника в человеко-часах, ну или что-то подобное».
Вот еще мнение, на какие параметры в конкретной бухгалтерии обратить внимание:
«Думаю, что на количество бухгалтеров влияют следующие параметры:
- Количество транзакций, их интенсивность и количество обрабатываемых документов. Также как организован документооборот. Часть первички могут обрабатывать операторы, например.
- Количество предприятий (ЮЛ, ИП, физических лиц).
- Режим налогообложения.
- Сложность бизнес-процессов. Виды деятельности, диверсификация и т.д.
- Уровень автоматизации.
- Эффективность управления бизнесом, а также эффективность работы ключевых подразделений и их уровень взаимодействия с бухгалтерией, обычно это подразделения: склад, транспортные и экспедиционные службы, отдел кадров, производство, отдел продаж и т.д.
- Система мотивации на предприятии и в частности в бухгалтерии. Ясно, что если там платят по 20 тыс. руб. в месяц, то бухгалтеров больше нужно и ещё кто-то, кто будет проверять, контролировать и обучать. Если зарплаты выше рынка, то есть вероятность найма профи, который заменит собой 5 сотрудников.
- Наличие планов, целей, стратегии, экономического отдела или хотя бы экономиста.
- Имеется или нет внешнеэкономическая деятельность.
Обороты слабо влияют».
По поводу оборотов еще высказались, что они могут быть равными при разных других условиях работы:
«Например, в розничной торговле, чтобы продать товаров на 100 млн, бухгалтеру надо обрабатывать ежедневно по нескольку десятков приходных документов касса куча платежек ежедневно всякая лабуда типа маркировки/ЕГАИС/вет.справок как минимум, пара десятков работников еще много чего.
А где-то на эти 100 млн достаточно выписать один приходный документ и один расходный и посчитать зарплату одному работнику».
Кто-то обращает внимание на такой момент: два бухгалтера должны друг друга заменять. Вдруг болезнь, отпуск или еще что-то?
«Количество бухов зависит от загруженности ещё и другой работой, так как 124 человека может обсчитать один бухгалтер. Здесь, при двух бухах, главным аргументом будет их взаимозаменяемость, а именно её отсутствие: один в отпуске, а другой заболел, и т. п. Исходя из того, что 124 человека, наверняка, создают немалый документооборот по бизнесу, директор сильно рискует попасть на несдачу отчётности и блокировку счетов».
Для данного случая стоит, пожалуй, для руководителя расписать все по пунктам, чем занимается бухгалтерия, и сколько времени на это тратит. И заодно указать на возможное «выведения из строя» обоих бухгалтеров.
Комментарии
5«Количество бухов зависит от загруженности ещё и другой работой, так как 124 человека может обсчитать один бухгалтер. Здесь, при двух бухах, главным аргументом будет их взаимозаменяемость, а именно её отсутствие: один в отпуске, а другой заболел, и т. п. Исходя из того, что 124 человека, наверняка, создают немалый документооборот по бизнесу, директор сильно рискует попасть на несдачу отчётности и блокировку счетов».
Кто такой "РЕМБО" откликнитесь в комментах. 124 человека обсчитать, собрать со всех начальников вовремя служебные записки по премиям и прочим отсутствиям и сверхурочным, согласовать отпуска, ответить на вопросы по расчетному листку "дуракопонимаемо". Наверно можно это сделать если только з/п заниматься, но это без отпуска.
Это не работа бухгалтера
Точно, 124 человека говорит только о том, что нужен менеджер по кадрам, а не о том, что нужен еще один бухгалтер.
Кадровик нужен, а не это слово.
Опять же это Ваше мнение, и оно полностью совпадает с моим. Таки я просил откликнуться "РЕМБО" кто считает в одного от 100 человек. Есть такие?