Блокировка счетов по 115-ФЗ

🔚«Прощальная комиссия» банка за изгнание клиента по 115-ФЗ: законна или нет?

Вообще-то неправильно взимать большую комиссию с компаний, которые вынужденно закрывают счет и переводят деньги в другой банк. Но судебная практика по этому вопросу противоречива. Рассуждения по этому комиссионному вопросу представлены в письме ЦБ.

Вообще-то неправильно взимать большую комиссию с компаний, которые вынужденно закрывают счет и переводят деньги в другой банк. Но судебная практика по этому вопросу противоречива.

Чтобы узнать, как банки контролируют наличку в 2021-2022 году, посмотрите видеозапись вебинара «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».

Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

Рассуждения по этому комиссионному вопросу представлены в письме ЦБ № 06-31-2/8791 от 08.09.2021.

Поясним, речь идет о так называемой прощальной комиссии, которая в некоторых банках прописана в договоре и достигает до 20 %.

Ранее Ассоциация российских банков (АРБ) просила ЦБ высказать свою точку зрения по этому вопросу, дать разъяснения банкирам. Мы об этом писали.

И вот разъяснения вышли. В своем письме ЦБ приводит разные примеры из судебной практики. Да, есть решения и в пользу банков. Но много случаев, когда суды встают на сторону клиентов.

В документе сообщается, что часто суды приходят к следующим выводам:

  • такая комиссия — это неосновательное обогащение;
  • такая комиссия — это не самостоятельная услуга, создающая для клиента отдельное имущественное благо или иной полезный эффект;
  • 115-ФЗ не содержит норм, позволяющих банкам взыскивать с плохих клиентов специальную комиссию.

Последний вывод, в частности, содержится в недавнем определении Верховного Суда от 20.08.2021 № 309-ЭС21-13670.

Комментарии

2
  • tem.kotick

    Ага, и полгода бегать по судам.

  • ФД Екатерина

    это все конечно хорошо , но за 50000-100000 р. которых с малого бизнеса сдирают банки в качестве прощальной комиссии, вряд целесообразно судиться, больше на адвокатов потратите