Законопроекты

В России может быть введена госмонополия на торговлю алкоголем

Вчера стало известно, что соответствующую поправку к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" внес в Госдуму член Совета федерации от Ивановской области, бывший зампред Совета министров СССР Владимир Гусев.

Вчера стало известно, что соответствующую поправку к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" внес в Госдуму член Совета федерации от Ивановской области, бывший зампред Совета министров СССР Владимир Гусев. Если инициатива будет поддержана, спиртное будет продаваться в специализированных государственных магазинах, а розничные сети лишатся до 30% всего оборота.

Поправка первого заместителя председателя комитета Совета федерации по экономполитике, предпринимательству и собственности, члена "Единой России" Владимира Гусева предполагает, что каждый субъект федерации создает специальные уполномоченные компании и предоставляет им у себя на территории исключительные права оптовой закупки алкогольной продукции у производителей. Кроме того, субъекты федерации устанавливают порядок торговли алкоголем в розницу. В законопроекте не уточняется, какая продукция должна проходить через такие госмагазины. То есть формально получается, что они будут торговать всем крепким алкоголем, а также вином. Таким образом сенатор рассчитывает сократить теневой оборот алкоголя, на долю которого сегодня приходится до 50% алкогольного рынка. По его мнению, продажа через уполномоченные магазины позволит регулировать цены на алкоголь и обеспечить свободный доступ на рынок всем производителям. Отметим, что предложенная сенатором схема уже действует в ряде стран Скандинавии и в Финляндии: там весь алкоголь продается через сеть госмагазинов. В свободной продаже присутствует лишь пиво крепостью до 4%.

Очередная алкогольная инициатива направлена в Думу в рамках подготовки ко второму чтению поправок к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые должны ввести в России монополию на оборот спирта. Авторы законопроекта предлагают взимать акцизы не с водки, как сегодня, а со спирта и создать единую компанию, которая будет контролировать его оборот в стране.

"Монополизация оптового и розничного рынка – наша общая идея с депутатами Госдумы,– рассказал корреспонденту Ъ Владимир Гусев.– Производители должны будут продавать нам алкогольную продукцию. Закупочные цены госкомпании будут рыночными".

Вчера в думском комитете по экономполитике, предпринимательству и туризму, отвечающем за подготовку законопроекта, не смогли четко сформулировать свое отношение к инициативе сенатора Гусева. "Новое предложение не совсем отвечает концепции законопроекта,– заявил корреспонденту Ъ заместитель главы комитета однопартиец Владимира Гусева Юрий Медведев.– Впрочем, свое отношение к ней мы сформируем только во вторник, когда будем рассматривать на комитете все поданные поправки".

Между тем исключать вероятность того, что поправка сенатора Гусева, возможно, несколько видоизмененная, в итоге будет принята, нельзя. Идея ввести монополию на оборот в России спирта тоже поначалу воспринималась скептически как в Госдуме, так и в правительстве. Кроме того Владимир Гусев известен как один из самых активных сторонников всех последних законодательных ограничений на алкогольном рынке. В частности, закона "Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива".

Если предложенная сенатором госкомпания будет создана, ее оборот будет сравним с оборотом крупнейших отечественных корпораций. В настоящий момент только водки в России продается в год на $13 млрд. А суммарный оборот алкогольной продукции без учета пива и слабоалкогольных коктейлей превышает $20 млрд. В свою очередь, ритейлеры лишатся до 30% оборота – такова доля алкоголя в общем объеме продаж магазинов. Эксперты уверены, что новая госмонополия вряд ли будет жизнеспособной. "Еще совсем недавно в России существовали акцизные склады, но государство было не в состоянии их контролировать,– говорит директор по маркетингу компании 'Русский алкоголь' Вадим Касьянов.– Напомню, что хотя на складах сидели госчиновники, в продаже появлялась контрафактная продукция".

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ

Начать дискуссию