На последнем перед каникулами заседании Госдума собирается ратифицировать европейскую конвенцию о коррупции, внесенную в субботу президентом. Этот документ может заставить Россию ввести уголовную ответственность для юридических лиц или, как минимум, штрафы за подкуп чиновников, совершенный ее руководством.
Согласно тексту Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, государства, ратифицировавшие документ, обязаны принять законы, которые позволят привлекать юридические лица к ответственности “в связи с совершением уголовных преступлений”. Это подкуп, использование служебного положения в корыстных целях и отмывание денег. Действующий Уголовный кодекс (УК) России разрешает осудить за совершенное преступление только физическое лицо.
Пока депутаты не решили, вводить ли уголовную ответственность для организаций. После ратификации конвенции придется внести множество поправок в УК, но уголовная ответственность для организаций в России не появится, полагает председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Менее категоричен первый зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков: “Этот вопрос нужно изучить”.
Превращение организаций в преступников противоречит концепции российского уголовного права, но любую концепцию можно изменить, если при этом не нарушается Конституция, отмечает экс-зампредседателя Конституционного суда Тамара Морщакова. “При обсуждении конвенции против ее ратификации выступили ряд экспертов именно из-за того, что, по их мнению, она обязывает ввести уголовную ответственность для организаций, но было и другое мнение”, — говорит источник в правительстве. “Вопрос остался открытым, будут обсуждаться разные варианты решения проблемы”, — говорит он.
Возможность осудить фирму существует в ряде стран. Корпорацию нельзя посадить за решетку, но ее можно оштрафовать, запретить заниматься определенными видами деятельности, конфисковать имущество и даже приговорить к высшей мере — к ликвидации. Такое решение сопровождается привлечением к ответственности и руководителей компании.
В США в 1980-1990-е гг. много компаний было привлечено к уголовной ответственности за участие в торговле наркотиками, говорит Валерий Тутыхин, управляющий партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры”. В Италии компанию могут привлечь к ответственности за подкуп, совершенный ее должностным лицом, рассказывает руководитель практики финансовых расследований “ФБК-право” Александр Сотов.
А в Гонконге действует закон о противодействии оргпреступности, по которому за связь с мафией могут быть конфискованы все доходы компании за последние пять лет, если компания не докажет законность доходов, добавляет он.
Партнер московского офиса юркомпании Beiten Burkhardt Флориан Шнайдер рассказывает, что по немецкому законодательству компания может быть оштрафована, если ее орган или руководитель совершили преступление в сфере коррупции, в результате чего компания получила финансовое преимущество, например при проведении конкурса. Штраф в этом случае достигает 500 000 евро, но не меньше полученного компанией преимущества. При этом по делу должен быть осужден кто-то из руководства фирмы, говорит Шнайдер. Штраф накладывается в рамках административного процесса, но суд учитывает уголовный приговор, добавляет адвокат Фальк Тишендорф из Haarmann, Hemmelrath & Partners.
Российская компания сегодня также может быть оштрафована в административном порядке или даже ликвидирована — например, в связи с налоговыми преступлениями, совершенными ее руководством, напоминает Тутыхин. Однако пока такая санкция не применяется в отношении коррупционных дел, отмечает Сотов. Он считает, что в России ответственность компаний за коррупционные преступления руководства будет все-таки административной, а не уголовной.
Госдума ратифицирует европейскую конвенцию о коррупции
На последнем перед каникулами заседании Госдума собирается ратифицировать европейскую конвенцию о коррупции, внесенную в субботу президентом.
Начать дискуссию