ЭДО

Бухгалтеры остались без электронных подписей и обсуждают, как теперь сдавать отчетность

Бухгалтеры не понимают, как подписывать отчеты, если у тебя на обслуживании несколько организаций и ИП, а электронные подписи им теперь выдает ФНС по одной в руки.

Некоторые клерки считают, что если теперь налоговая выдает ЭЦП, которую нельзя скопировать или продублировать, то надо искать альтернативный способ работы.

Вопрос задал наш читатель в разделе Клерк.Консультации.

— ...То есть вопрос в моей голове — как всё сдать вовремя и не обалдеть от бесконечных звонков гендирам с напоминаниями в стиле «подойдите уже наконец со своим токеном, нужно отправить очередной СЗВ-М».

Что сейчас изменилось в работе через представителя, нужно ли, чтобы он был сотрудником компании или ИП, за которых сдает отчетность, через всех ли операторов можно работать в качестве посредника, интересуется читатель.

Вопрос разобрал руководитель УЦ Контур Сергей Казаков.

Обслуживающая бухгалтерия (ОБ) может сдавать отчетность, не используя электронную подпись руководителя, двумя способами:

  • с помощью обычной доверенности в ФНС, ФСС и ПФР;
  • с помощью МЧД.

В первом случае уполномоченный представитель организации (например, сотрудник ОБ) приносит в ведомство документ, подтверждающий полномочия. Когда документ примут, подписывает отчетность своей электронной подписью.

В ФНС нужно принести бумажный оригинал доверенности от руководителя организации, а в ФСС — загрузить на портал ФСС скан доверенности и сертификат электронной подписи, которым будет подписываться отчетность. В ПФР — подать «Уведомление о предоставлении полномочий представителю» (УПУП). УПУП можно предоставить в электронном виде, если руководитель подпишет его своей электронной подписью, либо занести в ПФР бумажный оригинал.

Подписывать отчетность представитель сможет своей электронной подписью юрлица, подписью ИП или электронной подписью физлица.

В случае с МЧД уполномоченный представитель организации (например, сотрудник ОБ) отправляет в ведомство машиночитаемую (электронную) доверенность, а потом сдает отчетность со своей электронной подписью.

Создать машиночитаемую доверенность для отчетности в ФНС можно на портале налоговой или в сервисе отчетности, например, Контур.Экстерне. Нужно заполнить электронную форму доверенности, отправить руководителю, чтобы он подписал ее своей электронной подписью юрлица или ИП. После этого доверенность отправится на проверку в ФНС.

Когда налоговая примет машиночитаемую доверенность, представитель сможет сдавать отчетность с помощью электронной подписи. Главное, чтобы данные представителя, указанные в доверенности, совпадали с данными в сертификате электронной подписи.

Эти два способа работают в течение 2022 года. Однако уже с 1 января 2023 года должен остаться только второй способ — отчетность через машиночитаемую доверенность.

Сдачу отчетности через представителя первым «бумажным» способом популярные сервисы отчетности давно поддерживают. Контур.Экстерн и Тензор в их числе. Сдачу отчетности с помощью машиночитаемой доверенности поддерживают пока не все сервисы, а если и поддерживают, то только для налоговых отчетов. В Контур.Экстерне оформление электронной доверенности ФНС доступно всем пользователям.

Комментарии

37
  • Жанна
    а потом сдает отчетность со своей электронной подписью.

    И отвечает за всю отчетность уже ОБ или представитель лично, а клиент ни за что не отвечает?

  • Бух_гал_тер

    Очень удобно для директоров. Они теперь вообще к отчетности отношения иметь не будут.

    И вся ответственность (и уголовная в том числе) полностью ложится на обслуживающую бухгалтерию.

    Теперь директорам даже доказывать ничего не надо. Их позиция теперь - она там (бухгалтер) сама что-то сдавала, со мной не советовалась. А я "белый и пушистый" перед законом.

    Удобненько)

    • Лина Силина

      подписывайте подписью директора, себе не делайте, в чем проблема, многие так и делают, чтобы дир потом такое не выдавал

      • Жанна

        так о том и речь, что технически это теперь неудобно, потому что нужен сам носитель, чатсо вместе с директором.

        • Ирина Е

          То есть, теперь директор - это нервное бесплатное приложение к своей электронной подписи 😂

          • Жанна

            не очень поняла вашу мысль, но если бухгалтер находится в одном месте, а директор - в другом, и занят своими неотложными директорскими делами, отчетность будет не отправить, пока директор не приедет к бухгалтеру со своей ЭЦП.

    • sabre

      Так ОБ не бесплатно это делает.

      Смотреть нужно, что подписываете.

  • полностью ложится на обслуживающую бухгалтерию

    вот для этого и составляют "правильный" ТД или договор на обслуживание, в котором и обозначают все полномочия (действия)

    • Жанна
      в котором и обозначают все полномочия (действия)

      так если доверенностью полномочия по подписанию отчетности переданы ОБ, уже неважно, что будет написано в договоре. Или как Вы считаете, должны выглядеть формулировки в договоре, если подписантом будет представитель или ОБ?