Акцизы

Дистрибуторы алкоголя получили временную передышку

Минфин направил в ФНС письмо, которым разрешил перемаркировывать алкоголь акцизной маркой на оптовом складе, не вывозя его на завод производителя

Минфин направил в Федеральную налоговую службу (ФНС) письмо, которым разрешил перемаркировывать алкоголь акцизной маркой на оптовом складе, не вывозя его на завод производителя, как это требовалось ранее. Участники рынка решением чиновников довольны, но при этом отмечают, что письмо Минфина все равно не решает всех их проблем. 

Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов подписал письмо (копия имеется в распоряжении «Бизнеса»), согласно которому алкоголь со старой акцизной маркой может быть перемаркирован на складе у оптовика. Напомним, что в конце июня Федеральная налоговая служба определила иную схему перемаркировки: оптовик должен был изымать весь алкоголь из розницы, после чего совместно с ФНС проводить инвентаризацию. После этого спиртное должно было отправляться на перемаркировку на склады производителя порой за несколько тысяч километров, возмущаются игроки рынка. 

Высокопоставленный источник в Белом доме утверждает, что схема, предложенная ФНС, привела к «сильному удорожанию продукции». «На одном из последних совещаний правительства, касающихся регулирования алкогольного рынка, было принято решение, по которому производитель возвращает себе продукцию только по документам, подтверждающим его право собственности, но физически она остается на складе оптовика»,— говорит собеседник «Бизнеса». После того как производитель получает необходимые акцизные марки, он в присутствии налоговых органов переклеивает продукцию на оптовом складе, указывает источник в правительстве. 

По расчетам правительства, из-за действующего режима сейчас скопилось на складах примерно 80 млн бутылок (на сумму около $240 млн.— «Бизнес»). «Но это немного, если исходить из того, что годовой оборот равен 4 млрд бутылок»,— указывает чиновник. 

Точных цифр по потерям производителей, связанным с перемаркировкой, нет. Однако, по словам гендиректора «Русского алкоголя» Сергея Сорокина, возврат продукции на склад производителя обходится в 2% от стоимости продукции. Если бы схема не изменилась, то убытки из-за перемаркировки «Русского алкоголя» составили бы $300 тыс. 

Участники рынка положительно отнеслись к решению Минфина. «Постановление давно ожидали»,— радуется гендиректор дистрибуторской компании «Кристалл Лефортово» Виктор Алексеев. «Этот документ существенно упрощает ситуацию и позволит сэкономить деньги нам и оптовикам на доставке и перемаркировке товара из регионов, а также ускорить продажу алкогольной продукции, оставшейся на складах»,— говорит PR-директор «Юнивэй менеджмента» (Ставропольский винно-коньячный завод) Валерий Большаков. 

Впрочем, по мнению экспертов, многие проблемы, связанные с перемаркировкой, остаются нерешенными. «По новой схеме ответственность за марки будет нести завод, а распоряжаться ими будут дистрибуторы где-нибудь в Сибири. 

Ведь может так получиться, что эти марки всплывут где-нибудь в Кабардино-Балкарии, а отвечать придется нам»,— говорит Алексеев из «Кристалл Лефортово». Кроме того, за новые марки производитель заплатит 100% акциза, а когда будут возвращены налоги за старые марки — неясно, тем более что раньше 80% платил акцизный склад в регионах. «Оптовики сейчас решают две проблемы: налаживают работу единой государственной автоматизированной информационной системы и перемаркировку продукции. Теперь их останется полторы»,— указывает пресссекретарь «Росспиртпрома» Дмитрий Добров. 

Начать дискуссию