УСН

Налоговики против укрупнения малого бизнеса

До 1 декабря Минфин, МНС и Минэкономразвития должны представить Правительству расчеты возможных потерь бюджета, если максимальная планка доходов предприятий, которые могут перейти на упрощенную систему налогообложения, будет повышена.

До 1 декабря Минфин, МНС и Минэкономразвития должны представить Правительству расчеты возможных потерь бюджета, если максимальная планка доходов предприятий, которые могут перейти на упрощенную систему налогообложения, будет повышена.

Ирина Колодина Опубликовано в Российской бизнес-газете

Напомним, что с подобным предложением выступило Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на недавнем заседании кабинета министров, посвященном мерам поддержки малого бизнеса. По мнению МАПа, к малому бизнесу следовало бы отнести предприятия с оборотом до 100 миллионов рублей и численностью персонала не более 100 человек. Сейчас же на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, чей годовой доход составляет не больше 15 миллионов рублей ежегодно.

Хотя до срока внесения расчетов в Правительство еще месяц, Министерство по налогам и сборам уже сейчас озвучило свою позицию. По мнению начальника Управления налогообложения малого бизнеса Анатолия Мельниченко, нужно крайне осторожно подходить к увеличения порогового значения оборота малых предприятий, которые могут переходить на упрощенную систему налогообложения. Он считает возможным увеличить этот критерий максимум до 25-30 миллионов рублей. "Мы опасаемся последствий, которые мы будем иметь после таких изменений", - сказал представитель МНС.

По его словам, к этим изменениям нужно подходить осторожно, чтобы они не дали почву для злоупотреблений. Ведь организации, перешедшие на упрощенку, пользуются определенными льготами. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и единого социального налога.

Уже в этом году применение упрощенной системы налогообложения привело к небольшому сокращению поступлений от НДС и налога на прибыль малых предприятий, а платежи по ЕСН упали весьма значительно. По итогам первого полугодия по единому социальному налогу бюджет недополучил, согласно предварительным оценкам МНС, 5-6 миллиардов рублей, НДС - около 3 миллиардов рублей и немногим меньше налога на прибыль. Эти данные позволяют прогнозировать, какими будут потери бюджета в случае снижения максимальной планки дохода предприятий, которые могут переходить на упрощенную систему налогообложения почти в семь раз.

Отметим при этом, что упрощенная система налогообложения и в ее нынешнем виде пользуется большой популярностью у налогоплательщиков. Общее количество налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения по состоянию на 1 июля 2003 года, составило 584,6 тысячи (в том числе 213,9 тысячи организаций и 370,7 тысячи индивидуальных предпринимателей) и увеличилось по сравнению с первым полугодием прошлого года в 3,7 раза; в 3,2 раза - по организациям и в 4,1 раза - по индивидуальным предпринимателям.

При этом наибольший рост количества налогоплательщиков отмечается в Приморском крае (в 21,2 раза), Волгоградской области (в 19,4 раза), Коми-Пермяцком АО (в 16,9 раза) и Брянской области (в 15,1 раза).

По мнению Анатолия Мельниченко, значительный рост в первом полугодии 2003 года числа налогоплательщиков, перешедших на упрощенку, объясняется изменившимися (по сравнению с ранее действовавшими) порядком и условиями применения данного режима налогообложения, позволившими не только упростить процедуру перехода налогоплательщиков на эту систему, но и реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузки, а также максимально упростить порядок ведения учета доходов и расходов и сократить объем представляемой ими налоговой отчетности.

На решение налогоплательщиков перейти на применение упрощенной системы налогообложения повлияло и то обстоятельство, что с введением в действие главы 262 Налогового кодекса был устранен ряд недостатков правового и методологического характера ранее действовавшей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. А именно: для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены равные условия налогообложения результатов предпринимательской деятельности; налогоплательщикам предоставлено право выбора объекта налогообложения; уточнен перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы; установлены единые фиксированные ставки единого налога. Кроме того, по сравнению с уровнем ранее применявшихся налоговых ставок существенно снижен уровень ставок единого налога (на 40 процентов по объекту налогообложения "доходы" и на 50 процентов по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов").

Большинством налогоплательщиков после перехода на упрощенную систему налогообложения представляются в налоговые органы только две формы налоговой отчетности - по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2003 года учет доходов и расходов налогоплательщиками ведется в упрощенном порядке (без применения метода двойной записи) в специальной книге учета доходов и расходов.

При этом налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения "доходы", учитываются только суммы полученных ими доходов от осуществляемой деятельности.

Возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности, и послужила для большинства налогоплательщиков основной причиной выбора объектом налогообложения "доходы". Так, из 213,9 тысячи организаций и 370,7 тысячи индивидуальных предпринимателей, перешедших в первом полугодии на упрощенную систему налоговой отчетности, 53,2 и 77,5 процента (соответственно) выбрали объектом налогообложения "доходы", остальные - "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Вместе с тем ряд положений главы 262 Налогового кодекса вызывает определенные проблемы и сложности в применении упрощенной системы налогообложения, связанные с отсутствием в отдельных случаях их методологической взаимосвязи между собой и нормами иных глав кодекса.

В первую очередь это касается условий и ограничений по переходу на упрощенную систему налогообложения и дальнейшему ее применению, порядка определения и признания доходов и расходов, а также переходных положений, определяющих особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения и специальных налоговых режимов на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы.

Поступления единого налога за январь-август в бюджетную систему Российской Федерации составили 10 826,0 миллиона рублей, в том числе в федеральный бюджет - 3242,5 миллиона рублей, что составляет 207,4 и 167,3 процента соответственно к аналогичным поступлениям за указанный период прошлого года.

Начать дискуссию