Введение спецсчетов для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) может парализовать работу таможни и железных дорог. К такому выводу независимо друг от друга пришли их финансовые руководители. Но Минфин и МНС все равно настаивают на том, что спецсчета будут введены уже с 1 июля 2004 г.
В начале октября правительство приняло принципиальное решение о том, что с 1 июля 2004 г. каждое предприятие (включая индивидуальных предпринимателей и те фирмы, которые вообще не платят НДС) будет обязано открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет для уплаты НДС. При расчетах компаниям придется перевести платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога - на спецсчет, откуда деньги могут быть направлены только для уплаты НДС (сразу в бюджет или другому поставщику). Благодаря этой мере Минфин рассчитывает собрать в бюджет-2004 "лишние" 30 млрд руб.
Но для многих налогоплательщиков эта новация может оказаться чрезвычайно накладной. "Спецсчета могут парализовать работу железных дорог, - убежден замруководителя департамента финансов РАО "Российские железные дороги" Илья Рящин. - У нас более 12 000 обособленных подразделений, при этом одни заняты исключительно сбором выручки, а другие - например, локомотивные депо, только расходуют деньги". "Если появятся спецсчета, то нам придется создать целую систему планирования - у кого НДС со спецсчетов забирать, а кому отдавать. Как все это делать, мы не представляем, но очевидно, что это резко увеличит издержки", - жалуется финансист.
Внутренняя система расчетов железнодорожников и сейчас далека от совершенства, возражает руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. "От того, что в тех же банках, где у них уже есть множество расчетных счетов, появятся еще и счета НДС, объем работы увеличится не намного больше, чем для всех остальных налогоплательщиков", - говорит Иванеев.
На этом будущие проблемы железнодорожников не заканчиваются. Законопроект о спецсчетах требует, чтобы, получив выручку от покупателя, компания сразу перечислила сумму НДС на спецсчет. "Выручку от каждого проданного билета нужно будет поделить на два счета в режиме он-лайн. А представляете, сколько у нас по стране билетных касс? " - говорит Рящин.
Аналогичные проблемы предвидит у себя "Аэрофлот". Правда, по словам представителя компании, финансисты "Аэрофлота" рассчитывают справиться с трудностями.
Зато таможенники прогнозируют, что из-за спецсчетов могут застопориться все импортные операции. "После введения спецсчетов к вычету будет приниматься только тот НДС, который проплачен с такого счета. Для этого все иностранные поставщики должны иметь НДС-счета в российских банках, - поясняет чиновник Министерства по налогам и сборам. - А для этого всем импортерам придется открыть здесь свои представительства". К тому же сейчас все таможенные платежи - НДС, пошлина, акциз (если он есть) и таможенный сбор - поступают на расчетный счет ГТК одним комплексным платежом. "Если заработает система спецсчетов, с единой платежкой будет покончено - придется НДС отделять, а это огромная головная боль", - говорит чиновник. По его словам, на межведомственных совещаниях таможенники отказываются присоединяться к системе спецсчетов. "А без них она не будет работать", - разводит руками чиновник. Комментарии ГТК вчера получить не удалось.
Банкиры тоже закидывают вопросами разработчиков системы спецсчетов. "Банковская деятельность тоже облагается НДС, следовательно, банкам тоже придется открывать спецсчета? Но где - в собственных банках, в других или, может быть, в РКЦ? На эти вопросы пока нет ответов", - сокрушается чиновник МНС. Бывший руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов, ныне преподающий финансовое право в Высшей школе экономики, говорит, что "не осталось, наверное, ни одного человека в МНС, который бы в кулуарных беседах еще не поругал идею спецсчетов, но на совещаниях все молчат".
Но Иванеев из Минфина говорит, что "сомнений в правительстве ни у кого нет - спецсчета будут вводиться обязательно".
Начать дискуссию