ВЭД

Импортерам оборудования грозит НДС

Ввозя импортное оборудование в качестве вклада в уставный капитал, компании могут столкнуться с проблемами на таможне.

Ввозя импортное оборудование в качестве вклада в уставный капитал, компании могут столкнуться с проблемами на таможне. Федеральная таможенная служба (ФТС) приостановила действие распоряжения, где сказано, как таможенники должны принимать решение об освобождении такого импорта от НДС.

На днях ФТС разослала телетайпограмму, приостановив действие распоряжения Государственного таможенного комитета, которое регулирует процедуру освобождения импорта технологического оборудования, комплектующих и запасных частей от НДС, если они ввозятся как вклад в уставный капитал. Сотрудник ФТС сказал, что это распоряжение противоречило Таможенному кодексу.

Льготой, которая дана компаниям Налоговым кодексом (НК), пользуются многие предприятия: она направлена на поддержку инвестиций в промышленность, говорит Владимир Чикин из юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. Компании ввозят технологические линии и оборудование на миллионы долларов, при этом экономя НДС на сотни тысяч долларов, отмечает Александр Ермоленко из компании “ФБК-право”.

Применение отмененного распоряжения (оно действовало три года) вызывало у таможенников трудности. Таможня могла освободить оборудование от НДС, только если оно стоит не больше 1,5 млн руб., в остальных случаях приходилось получать заключение ФТС. Таможня давала добро в течение месяца. “Обычно это не вызывало сложностей, хотя требование не соответствовало НК”, — говорит Чикин. Недовольные отказами компании обжаловали распоряжение в судах, и, например, арбитражный суд Северо-Западного округа по иску “Леонардо Керамиче” постановил, что необходимость получать заключения ФТС противоречит НК.

Теперь ФТС приостановила действие распоряжения. Необходимость получения разрешения в Москве отпала, решение об освобождении от НДС принимается на уровне таможни, пишет Дальневосточное таможенное управление, обещая, что это “существенно упростит прохождение таможенных формальностей и ускорит таможенное оформление”.

Но эксперты опасаются, что либерализация обернется проблемами. “Раньше компании, получив заключение ФТС, точно знали, что проблем на таможне у них не будет, теперь же такой гарантии нет”, — говорит Ермоленко. Таможенники всегда могут заявить, что не подтверждена стоимость оборудования или нет документов об увеличении уставного капитала, в который оно вносится. “До сих пор была процедура получения освобождения от НДС, а теперь процедуры нет”, — сетует Чикин.

Вдобавок таможенники могут потребовать от импортеров оборудования обеспечения уплаты таможенных сборов — например, денежный залог или банковскую гарантию. Они могут потребоваться на случай, если таможенники решат, что для предоставления льготы нет оснований.

Периодически таможенники так и поступают. Например, Северо-Западная акцизная таможня отказалась выпустить товар компании “Норд-Веритас” — пассажирский автобус, ввозимый в качестве вклада в уставный капитал, без предоставления обеспечения уплаты таможенных сборов. Компания обратилась в суд, и в итоге арбитражный суд Северо-Западного округа решил, что если у компании нет обязанности платить налог, то у таможенников нет оснований требовать гарантий.

На местах таможенники уже требуют у компаний банковских гарантий. “Чиновников можно понять — ввозят целый завод, и они должны решить, брать ли НДС”, — говорит Чикин. Эксперты рассчитывают, что в ближайшее время ФТС установит новую процедуру освобождения оборудования от НДС. Чиновник ФТС подтвердил, что приказ будет выпущен.


Начать дискуссию