Страхование

ОСАГО дорожает

Российский союз автостраховщиков (РСА) подвел итоги полугодия на рынке обязательной автогражданки.

Российский союз автостраховщиков (РСА) подвел итоги полугодия на рынке обязательной автогражданки. Бессменные лидеры — группа “Росгосстрах” и “РЕСО-Гарантия” — потеряли почти по 2% своей доли на рынке. Ее отвоевали те, кто предложил лучший сервис или более высокую комиссию агентам. А полис ОСАГО за год подорожал в среднем на 150 руб. из-за повышения тарифов для юрлиц и роста числа мощных машин.

В январе — июне 2006 г. страховые компании, по данным РСА, продали 14,8 млн полисов ОСАГО — на 1 млн больше, чем годом ранее. Растет парк автомобилей — увеличивается и число проданных страховок, объясняет председатель общественной организации автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. В 2005 г. в России стало на 5% больше автомобилей.

Операторы ОСАГО получили в первом полугодии 29,7 млрд руб. премии, выплатив 12,4 млрд руб. Но лидеры этого рынка — группа компаний “Росгосстрах” и “РЕСО-Гарантия” — немного сдали свои позиции. Их доли в общем объеме собранных премий сократились почти на 2%, но они по-прежнему возглавляют список: у “Росгосстраха” — 28,4% рынка, у “РЕСО” — 8,9% (см. таблицу). “Росгосстрах” пересматривает свой портфель, исключая из него высокоубыточные автомобили, объясняет первый заместитель гендиректора компании Дмитрий Маркаров. Он также сетует на “агрессивную ценовую конкуренцию и переманивание агентов неадекватной рынку высокой комиссией”. Впрочем, и сам “Росгосстрах” предлагал покупателям полисов ОСАГО подарки стоимостью около 1000 руб. — до тех пор, пока ФАС не предписала ему прекратить это. О демпинге и завышенных комиссионных говорит заместитель гендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. По его словам, это особенно заметно в Москве, где “безответственных страховщиков очень много”. Сборы у “РЕСО” сильно упали как раз в столице, говорит Иванов, не называя цифр. Он надеется, что компания вернет свою долю к концу года, на пике продаж ОСАГО.

Сократили сборы и компании группы “Уралсиб” — на 215 млн руб. на двоих “Уралсиб” и “СКПО-Уралсиб”. Гендиректор группы Наталья Шапрова рассказала “Ведомостям”, что ОСАГО не является для “Уралсиба” приоритетным видом страхования“и компания реструктурирует свой портфель в сторону увеличения доли имущественных видов страхования.

Зато “Росно”, которая всегда осторожничала с автогражданкой, теперь, наоборот, наращивает свою долю на рынке. За год она выросла в полтора раза — с 2,8% до 4,3% (4-е место), а премии — на 580 млн руб. Директор по маркетингу “Росно” Михаил Сафран говорит, что доля компании начала расти в декабре прошлого года, когда она провела рекламную кампанию, в том числе на телевидении, а лицом компании выступил популярный актер Гоша Куценко. Впрочем, компания по-прежнему осторожно ведет себя на рынке ОСАГО, уверяет Сафран.

В полтора раза (с 1,8% до 2,6%) увеличила долю и “Наста”. Эта компания сделала ставку на автогражданку — ОСАГО, по словам исполнительного вице-президента компании Сергея Ефремова, приносит ей 30% премий. Ефремов объясняет это расширением филиальной агентской сети, “главной продающей мощности ОСАГО”. Упрочили позиции “Альфастрахование” и Страховой дом ВСК. Гендиректор “Альфы” Владимир Скворцов объясняет успех развитием дистрибуции и расширением присутствия в регионах.

Примечательно, что за год средняя стоимость полиса выросла до 2006 руб. с 1858 руб. в январе — июне 2005 г. Разницу в 150 руб. опрошенные “Ведомостями” страховщики объясняют в первую очередь увеличением с этого года тарифа для юридических лиц (это около 15% автопарка) в полтора раза. Главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова называет еще одну причину: россияне покупают больше мощных иномарок, а к автомобилям мощностью более 70 л. с. применяются повышающие коэффициенты.

Начать дискуссию