Инновационная активность российских предприятий крайне низка. По данным ОЭСР, негосударственные затраты на НИОКР составляют меньше 0,5% ВВП России. В США, Германии и Корее соответствующий показатель равен почти 2%, а в Японии – 2,5%. В нашей стране, по результатам исследования Межведомственного аналитического центра (МАЦ), лишь 10%, максимум 20% промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно-активным, то есть тратят на инновации более 5% выручки. При этом уже осуществленные разработки и исследования используются неэффективно. Всемирный банк поставил Россию на 11-е место из 25 по уровню развития "экономики знаний" среди стран Восточной Европы и постсоветского пространства именно по той причине, что страна не справляется с задачей преобразования научных исследований в экономически прибыльные продукты.
Главной причиной такого положения дел часто называют отсутствие господдержки инноваций (хотя с 2006 года в России действует система их налогового поощрения). Так же считают и руководители предприятий. Среди стимулов, которые привели бы к росту числа инновационно-активных предприятий, две трети из них называют масштабное сокращение налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в усовершенствование производства и высокие технологии. Действительно, инновационную деятельность таким образом поддерживают многие государства. Однако статистика показывает, что налоговые стимулы куда менее эффективны, чем стимулы, рождаемые конкуренцией.
Налоговые послабления, согласно данным ОЭСР, в большинстве случаев не ведут к масштабной инновационной активности. Например, в Испании на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике – 40 центов, а в Португалии – 35. Однако эти страны пока не достигли заметных успехов в области высоких технологий. Зато в США льготы составляют лишь семь центов на доллар. А в Германии и странах Северной Европы, где в последнее время очень активно развиваются высокие технологии, льгот нет вообще. В Финляндии, правда, государство науку поддерживает – но за счет не налоговых льгот, а госфинансирования НИОКР, которое выросло с 1,2% ВВП в 1982 году до 3,2% в 2002 году.
В России между тем и без масштабных льгот сформировалось "ядро роста". Сюда эксперты МАЦа относят примерно 18% российских предприятий, где объемы вложений в инновации в последнее время растут более чем на 10% в год. Как правило, это предприятия среднего масштаба (200-500 занятых), стремящиеся интегрироваться в мировую экономику путем создания совместных предприятий, выхода на зарубежные рынки или прямой конкуренции с иностранными производителями. Среди таких предприятий, ориентированных на внешние рынки, быстрорастущие инновационно-активные компании встречаются чаще всего (их здесь 29%). А реже всего быстрое увеличение роста вложений в инновации наблюдается среди компаний, стратегия развития которых не предусматривает выход на зарубежные рынки или конкуренцию с импортом на территории России – среди них инновационный рост наблюдается лишь у 9%.
Налоговые льготы не стимулируют инновации
Инновационная активность российских предприятий крайне низка.
Начать дискуссию