Законопроекты

Минэкономразвития предлагает создать ведомство для проверки всех правовых актов

Минэкономразвития предлагает создать новое суперведомство - Федеральную экономическую службу. Без ее одобрения за редким исключением нельзя будет принять ни один правовой акт в государстве, а сама она в течение пяти лет пересмотрит все законы, постановления, инструкции и даже указы президента.

Минэкономразвития предлагает создать новое суперведомство - Федеральную экономическую службу. Без ее одобрения за редким исключением нельзя будет принять ни один правовой акт в государстве, а сама она в течение пяти лет пересмотрит все законы, постановления, инструкции и даже указы президента. В экспертном совете службы, который и должен принимать судьбоносные решения, чиновники будут в меньшинстве - большинство планируется отдать предпринимателям и ученым.
Минэкономразвития подготовило законопроект о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Вчера в Центре стратегических разработок его представил экспертам и чиновникам замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.

Регулирование предпринимательской деятельности понимается авторами очень широко вплоть до санитарно-эпидемиологического регулирования. А потому министерство предлагает отправлять на обязательную экспертизу все государственные акты - от проектов законов на стадии их внесения в Госдуму и до инструкций ведомств и указов президента. Заниматься оценкой правовых актов и выявлять в них опасные для бизнеса положения будет Федеральная экономическая служба (ФЭС).

Обязательную экспертизу в ФЭС должны будут проходить нормативные акты правительства, администрации президента, федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных властей, а также все законопроекты в сфере предпринимательства, которые планируется внести в Госдуму. Исключение сделано только для конституционных законов, правовых актов, одобренных на референдуме, бюджетных актов, актов о чрезвычайном положении и документов ЦБ, не подлежащих регистрации в Минюсте. Все остальные проекты передаются аккредитованным при ФЭС экспертам из объединений предпринимателей. Над каждым проектом должно работать минимум три эксперта, отобранные случайным образом с учетом "невозникновения конфликта интересов" (за этим будет следить специальная комиссия).

ФЭС будет одобрять только те регулирующие законопроекты, цель которых "не может быть достигнута на основе свободной предпринимательской деятельности". При этом регулирующие положения этих актов должны быть направлены "на решение социально значимых задач, обеспечение безопасности граждан и государства, предотвращение значительного ущерба для неограниченного круга лиц".

После того как эксперты удостоверятся, что законопроект принесет государству и гражданам больше выгод, чем ущерба, документ попадет в Экспертно-консультационный совет (ЭКС). Туда войдут представители президента, Госдумы, Совфеда и правительства, федеральных ведомств, объединений предпринимателей, общественных и научных организаций. Причем чиновники будут в этом совете в меньшинстве. По рекомендации ЭКС федеральная служба будет выносить решение: в положительном может быть рекомендации по доработке, а в случае отрицательного заключения документ не может быть подписан или внесен на утверждение парламента.

ФЭС будет не только одобрять правовые акты, но и пересматривать действующие. Спустя три года после вступления в силу любого из них ФЭС должна проанализировать его эффективность. Признанный неэффективным документ федеральная служба предложит либо изменить, либо отменить. При этом у ФЭС будет право в течение пяти лет после создания пересмотреть и все акты, действовавшие до ее создания, кроме федеральных законов.

Эксперты и чиновники других ведомств не уверены, что для контроля за законотворчеством нужно создавать новое ведомство. Представитель РСПП Александр Шохин считает, что в законе нечетко прописан правовой статус ФЭС. "Было бы правильно создать комиссию по защите прав предпринимателей и ввести должность, аналогичную должности уполномоченного по правам человека", - полагает Шохин. Владимир Быков из ТПП считает, что этот орган будет гигантской воронкой, в которую может затянуть каждый закон.

"Если поручить организовывать экспертные проверки самим ведомствам, они будут проводить их к собственной выгоде", - объясняет логику разработчиков законопроекта Дмитриев. А один из разработчиков законопроекта - Сагадат Хабиров сообщил, что авторы постарались скомпилировать положительный опыт аналогичных законов Мексики и Австралии.

По мнению Игоря Николаева из компании "ФБК", намерение создать механизм для контроля над качеством экономических законов само по себе положительно. Но ФЭС неизбежно будет дублировать функции Главного правового управления при президенте и отраслевых ведомств. "Начинаем, как всегда, с самого простого - с создания новой бюрократической структуры", - резюмирует эксперт. По его мнению, вместо создания ФЭС полезнее было бы обязать ведомства и депутатов сопровождать проекты документов расчетами экономических последствий от их принятия.

Олега Замулина из ЦЭФИР радует, что предложение МЭРТ создает "презумпцию эффективности невмешательства". "Получается, что государство может вводить регулирующие акты, только если доказано, что без них нельзя обойтись", - поясняет он. Но, по мнению Замулина, этот принцип создает только первичные условия для снижения административных барьеров в экономике. "Между тем многие барьеры создаются не законами, а поступками конкретных чиновников, зачастую действующих вопреки уже существующим законам", - считает он.

Ольга Проскурнина

Андрей Панов

Начать дискуссию