Законопроекты

"Малыши" не чувствуют реформы

Позитивные перемены в сфере регулирования малого бизнеса в этом году замедлились. Последствия реформы, начатой правительством несколько лет назад, в регионах ощущаются все слабее, считают в Центре экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Причина - в слабом исполнении законов на местах.

Позитивные перемены в сфере регулирования малого бизнеса в этом году замедлились. Последствия реформы, начатой правительством несколько лет назад, в регионах ощущаются все слабее, считают в Центре экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Причина - в слабом исполнении законов на местах.

ЦЭФИР начал проводить мониторинг административных барьеров в сфере малого предпринимательства с весны 2002 г. , спустя год после вступления в силу законов о лицензировании и о защите предпринимателей при проверках. Первые два раунда исследования показали значительное улучшение ситуации: количество проверок сократилось, взятки при регистрации фирм бизнесмены стали давать реже.

Мониторинг ЦЭФИР проводится в 20 регионах семи федеральных округов: по четыре в Дальневосточном и Поволжском, один - в Южном, два - в Северо-Западном и по три в каждом из остальных округов. Лучший деловой климат с точки зрения госрегулирования обнаружен в Республике Коми, Курганской и Пермской областях, худший, чем в среднем по России, - в московском регионе, Санкт-Петербурге и Челябинской области.

Однако третий раунд исследования (весна 2003 г. ) , результаты которого опубликованы вчера, показал, что влияние реформы стало менее заметным. Половина фирм сталкивалась хотя бы с одной серьезной проблемой в области госрегулирования. Так же обстояло дело во втором раунде мониторинга, когда предприниматели-респонденты отмечали значительные улучшения в своем положении. Об улучшениях бизнес-климата опрошенные говорили реже, чем в прошлом году.

Правда, весной 2003 г. предприниматели отмечали, что конкуренция является для них более серьезной проблемой, чем регулирование и налоговое администрирование. По словам Олега Замулина из ЦЭФИР, это произошло после массового перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения. Но в целом степень административного давления на малый бизнес остается высокой из-за слабого исполнения законов, констатирует он.

Иван Синюшкин, владелец мини-гостиницы "Усадьба Плешанова" в Ростове Великом, согласен с выводом ЦЭФИР о том, что усиление конкуренции волнует предпринимателей больше налогового администрирования: "Мы уже заинтересованы в том, чтобы показывать выручку полностью, так как перешли на упрощенку". С ним солидарен зампред общественного движения розничной торговли и малого предпринимательства московского региона "Лига свободы" Андрей Насонов. Но он называет наиболее важной проблемой бизнеса административные барьеры, "потому что ожидаемых существенных сдвигов в этом плане не получилось".

Предприниматели московского региона больше всего жалуются на свое полное бесправие перед проверяющими органами, особенно из МВД и других силовых структур. "Формально предприниматель вправе отстаивать в суде свои интересы, но малому бизнесу это экономически невыгодно - взятка проверяющему дешевле. Да и практика судебной защиты у нас не сложилась", - говорит он.

Стимулировать региональные власти к исполнению законов о регулировании, по мнению Замулина, следовало бы фискальными инструментами. Сейчас трансферты из федерального бюджета в регионы уменьшаются, если на местах собирают больше налогов. Следовательно, местные власти не заинтересованы в стимулировании малого бизнеса.

Замруководителя департамента развития предпринимательства Минэкономразвития Филипп Шумилихин, однако, убежден, что импульс административной реформы "никуда не пропадет". Он отмечает, что малым предприятиям свойственны довольно короткие сроки жизни и западные эксперты считают нормальной обновляемость малого бизнеса на 30% в год. При этом сейчас на рынок выходит много новых игроков, а принятые недавно изменения в закон о контроле и надзоре позволяют им работать без проверок три года с момента регистрации.

Шумилихин также полагает, что на дотационных схемах регион не может существовать стабильно и властям выгоднее создавать условия для людей, желающих самостоятельно зарабатывать деньги. А Юлия Герасимова из Центра фискальной политики говорит, что многие регионы заложили стимулы в методики распределения финансовой помощи муниципалитетам - тем, кто собирает больше налогов, достается больше трансфертов. Но в федеральном бюджете стимулирующего компонента для регионов нет.

Ольга Проскурнина

Начать дискуссию