НДС

Поднимать авиапром решили отменой НДС

Ситуация в отечественном авиапроме серьезно угрожает безопасности страны, что заставляет правительственных чиновников изобретать новые меры по поддержанию отрасли.

Ситуация в отечественном авиапроме серьезно угрожает безопасности страны, что заставляет правительственных чиновников изобретать новые меры по поддержанию отрасли. Министр обороны Сергей Иванов выдвинул предложение по снижению или полной отмене НДС на самолеты отечественного производства.

Вчера на совещании по вопросам обеспечения безопасности полетов гражданской авиации вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов заявил, что поддержка отечественного авиапрома является общепринятой для развитых стран мира, и в России также необходимо создать преимущество для отечественных авиастроителей. Сергей Иванов предложил снизить или отменить НДС на отечественные самолеты, отметив, что "страна не обеднеет от такой меры".

Через некоторое время, когда российские производители самолетов используют данную передышку, можно будет подумать о снижении или отмене ввозных таможенных пошлин на те типы самолетов, которые не производятся отечественным авиапромом, считает вице-премьер.

Новизна предложения Сергея Иванова заключается в том, что впервые высказана идея снижения НДС именно на российские самолеты. Все меры, выдвинутые ранее, касались только ввозного НДС. "Кризис в авиапроме стал угрожать национальной безопасности России: из 5 тыс. эксплуатируемых в России самолетов половина годятся только на запчасти. Единственная мера, которая может хоть как-то исправить кризисную ситуацию,- это отмена ввозного НДС и импортных пошлин на иностранные самолеты",- заявлял в марте этого года министр транспорта Игорь Левитин. Вчера же глава МЭРТ Герман Греф подтвердил, что его ведомство готовит предложения по отмене импортных пошлин на самолеты и НДС, и не исключено, что они будут рассмотрены на заседании комиссии по защитным мерам.

Сделать упор на облегчение режима ввоза иностранных самолетов чиновников заставляет понимание того, что отечественный авиапром не в силах обеспечить потребности перевозчиков. В 2005 году было закуплено 26 иностранных самолетов, в то время как российские предприятия смогли предложить рынку только два. Кроме того, как говорит пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский, "дело не в НДС, а в качестве продукта и его соответствии рыночным реалиям. Самые свежие продукты нашего авиапрома разрабатывались в 1980-е годы. Так что вряд ли после отмены НДС российские авиакомпании начнут охотнее покупать отечественную технику".

Существенную роль в определении выбора перевозчиков играет и тот факт, что отечественные самолетостроители не могут предложить продукт, который был бы не только качественным, но и отличающимся в меньшую сторону по цене от западных аналогов. Руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что "из-за роста цен на комплектующие и падения курсовой стоимости доллара отечественные самолеты сильно подорожали, и конкурентное преимущество цены практически исчезло, особенно в сравнении с американской техникой". Более того, "отмена НДС не приведет к тому, что самолеты автоматически подешевеют на 18%",- отмечает он.

Предложение по стимулированию российского авиапрома через налоговые льготы очень напоминает аналогичные предложения относительно поддержки и защиты автопроизводителей. Долгое время АвтоВАЗ получал от государства все мыслимые и немыслимые поблажки, однако рынок берет свое, и потребитель, выбирая иномарку, лишает АвтоВАЗ все большей доли рынка.

Отмена НДС вряд ли сможет существенно изменить ситуацию в авиапроме, скорее, государству необходимо искать иные, рыночные механизмы воздействия, которые могли бы привлечь перевозчиков. "Учитывая, что доля авиазавода в стоимости самолета составляет 20-25%, если НДС отменить, итоговая стоимость самолета снизится на 3-4%. Сама по себе такая мера ничего не даст, возможен эффект только в совокупности с другими мерами. Нужно отменить для лизинговых компаний введенный с 1 января налог на имущество, переданное в лизинг. Этот налог отнимает до 20% оборота лизинговых компаний. Нужно снижать и отменять таможенные пошлины и допускать на рынок иностранных производителей комплектующих. Ну и, наконец, нужно, чтобы заводы перешли от выполнения единичных заказов к серийному производству самолетов. Все эти меры понизят стоимость авиатехники",- считает финансовый директор лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко" Николай Дадонов.

Начать дискуссию