12 июня Минфин США ввел запрет на предоставление услуг в сфере программного обеспечения и IT любым лицам, которые находятся на территории РФ.
«Экспорт, реэкспорт, продажа или поставка, прямо или косвенно из США или лицом из США услуг по IT консалтингу, проектированию, IT-поддержки или облачных услуг для соответствующего программного обеспечения любому лицу, находящееся на территории Российской Федерации», — сказано в документе.
Исключение сделано для компаний, которые находятся под управлением гражданина США, а также в случаях, когда речь идет о процессе закрытия компании, изъятии капиталовложений или при наличии соответствующей лицензии Минфина США.
Санкции начали действовать с 12 сентября 2024 года.
Специально для «Клерка» комментирует Кира Лапина, генеральный директор «Северсталь – Центр Единого Сервиса»:
«Ситуация достаточно предсказуемая, и вопрос был только в сроках, которые уточнились сейчас. Но не эксклюзивная ни для нас, как для сервисной компании, ни для российского рынка в целом: в марте вслед за отключением клиентов от поддержки софта был закрыт доступ к облачным услугам SAP для российских клиентов. И это потребовало досрочного расторжения многих договоров на предоставление немецкой стороной соответствующих услуг. “Северсталь – ЦЕС” SAP отключить от сервисов не смог, т. к. у нас они установлены локально. Поддержку он не оказывал уже давно, но мы прекрасно делаем это сами, а их “облаками” не пользуемся уже 2 года. Альтернативы есть всегда. Так же будет и с американцами.
Безусловно, отечественный бизнес очень серьезно завязан на многих ИТ-продуктах рынка США — как, например, Microsoft — и будет вынужден адаптироваться. Но, повторюсь, альтернативы для импортозамещения имеются. Кто-то готовил запасные аэродромы заранее, кто-то будет вынужден оперативно решать, каким образом искать локализации и как обновляться в допустимых законодательством рамках.
Мы, например, используем цифровые продукты и ИТ-сервисы, многие из которых разработаны или существенно оптимизированы нашими специалистами из информационных технологий и зарегистрированы в реестре отечественного ПО. Но конечно же постоянно исследуем весь спектр возможных вариантов, которые позволяют максимально быстро адаптироваться под существующую реальность. Это своего рода бизнес-интеллект.
Кроме того, одна из основ деятельности “Северсталь — ЦЕС” и как ОЦО, и как поставщика услуг для наших заказчиков – обеспечение и управление непрерывностью бизнеса. BCM — Business Continuity Management — очень эффективный инструмент для снижения рисков и подготовки предприятия к бесперебойной работе в различных ситуациях. И наши ИТ-сервисы являются обязательной областью для оценки рисков и их нивелирования. Так что клиенты могут не волноваться.
Вдумчивые компании сделали соответствующие выводы, оценили риски и разработали “план Б” еще 2 года назад, когда появились первые негативные кейсы. Но если по каким-то причинам вы этого не сделали — опирайтесь на надежного партнера. Сейчас главное — это подход “спокойствие, только спокойствие!”: когда начинаешь суетиться, ошибки неизбежны.»
Однако, по мнению эксперта, затягивать с поиском альтернативных решений, особенно на фоне предстоящего сезона отпусков, не стоит. Как минимум она рекомендует начать выгружать информацию из американских облачных хранилищ в российские «облака».
Комментарии
3Что дальше — запретят интернет?
А точно, технология плетения лаптей еще не утрачена? Как-то уверенности в этом нет.
Информация для общего развития.
Однажды Лаборатория Касперского (отечественное, если кто не в курсе) выиграла спор с патентным троллем в тех самых духовно скрепных США.