В России вот-вот примут законопроект, который будет стимулировать магазины в сельских территориях внедрять снятие и выдачу наличных: за это у них будут налоговые льготы.
Преимущества очевидны: повышение финансовой доступности в отсутствие достаточного количества отделений и банкоматов, поддержка малого бизнеса и стимулирование сельской экономики.
«Законопроектом предлагается установить возможность применения патентной системы налогообложения в отношении услуг банковских платежных агентов (субагентов) по принятию от физлица наличных денежных средств и их внесению на его банковский счет, а также по выдаче денежных средств с банковского счета, оказываемых банковскими платежными агентами (субагентами) этим физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений», — говорится в отзыве правительства.
В то же время, торговым точкам придется заботиться о безопасности наличных денег, количество которых значительно увеличится, а также обучать сотрудников закупать новое оборудование.
Банкам с широкой сетью физического присутствия в малонаселенных районах уже сейчас следует задуматься о том, как ее оптимизировать и работать совместно с магазинами.
Несколько примеров, как это работает в мире:
В Бразилии небольшие розничные магазины и почтовые отделения выступают в качестве агентов банков. Эти «корреспонденты» предоставляют основные банковские услуги, такие как внесение и снятие наличных, оплата счетов и заявки на кредиты — именно для жителей отдаленных районов.
Подобно Бразилии, в Пакистане работает банкинг через агентов в небольших магазинах и других популярных общественных местах.
В Индии IPPB (Индийский платежно-почтовый банк) использовал обширную почтовую сеть для предоставления банковских услуг в сельских районах. Люди могут открывать счета, вносить и снимать наличные и получать доступ к другим банковским услугам.
Французский La Banque Postale тоже работает через почтовую сеть, предлагая полный спектр финансовых услуг даже в самых отдаленных районах.
В США существуют финансовые учреждения развития сообществ (CDFI), которые предоставляют финансовые услуги в районах с низким проникновением банков: помогают получить кредиты и повысить финансовую грамотность. В Канаде и на Филиппинах эту роль берут на себя кредитные союзы и кооперативы.
Также в некоторых странах появляются субсидированные или недорогие финансовые продукты, предназначенные для сельского населения — например, базовые сберегательные счета без минимального остатка и кредиты с низкими ставками. Еще одно решение — внедрение и популяризация удаленной идентификации для удобного и безопасного оформления финансовых продуктов онлайн.
Таким образом, залог успеха — в сочетании усилий государства, банков, общественных организаций и местных предприятий, а не только в возможности снимать и вносить наличные на счета через торговые точки — чтобы финансовая доступность в отдаленных районах росла. Это касается и новых территорий, куда банки пока заходят неохотно, и над чем государство активно работает.
Комментарии
1Разве Почта Банк не занимается тем же самым? выдает кредиты и тд. А также продает: тушенку, макароны, куклы, кастрюли, мыло и шампунь. Последний раз была на почте, хотела купить марки, сказали "марок нет".